Депутат рассказала о содержании проекта Закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью».
Для справки: Законопроект разработан во исполнение постановления Президента от 14.03.2017 г. № ПП–2833 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью» и согласован в установленном порядке[1]. При обсуждении проекта на портале СОВАЗ от пользователей и экспертного сообщества поступило более 40 предложений и замечаний, которые учтены в дальнейшей работе над документом.
С обзором проекта, подготовленным на момент обсуждения, ознакомьтесь здесь.
Потребность в принятии данного проекта закона обусловлена необходимостью:
1) создания правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также гарантий прав на доступ к информации;
2) защиты детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, недопущения и (или) ограничения распространения, а также ограничения доступа детей к информации, наносящей вред их здоровью;
3) поддержки деятельности органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества, физических и юридических лиц в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
4) развития научных и прикладных исследований, направленных на систематическую оценку содержания информационного пространства для детей, разработки и развития критериев, механизмов и методик классификации информации, наносящей вред их здоровью, внедрения аппаратно-программных и технических средств обеспечения информационной безопасности детей.
Законопроектом предусмотрено следующее:
во-первых, определены сферы применения, основные понятия, виды причиняющей вред здоровью и развитию детей информации, что позволяет максимально сузить сферу субъективного и произвольного толкования норм Закона при его применении (ст. 3–4);
во-вторых, определены основные направления государственной политики в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью (ст. 5);
в-третьих, определена система и полномочия органов и учреждений, осуществляющих защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью (ст. 6–15);
в-четвертых, устанавливаются нормы классификации информации и определения возрастных классификаций и категорий информационной продукции, наносящей вред здоровью детей (ст. 16–17);
в-пятых, определены требования к распространению и обороту информационной продукции с учетом обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, и внедряется механизм ведения Реестра запрещенной к распространению на территории Узбекистана информационной продукции, наносящей вред здоровью детей (ст. 18–20);
в-шестых, определены основания для проведения экспертизы информационной продукции на предмет наличия или отсутствия в ней информации, запрещенной для распространения среди детей, ее соответствии или несоответствии определенной возрастной категории детей, предоставления экспертного заключения, а также правовые последствия экспертизы информационной продукции (ст. 21–22).
в-седьмых, устанавливается механизм государственного надзора и общественного контроля за соблюдением законодательства о защите детей от информации, наносящий вред их здоровью (ст. 23).
При этом проведен анализ зарубежного законодательства и учтен опыт развитых демократических стран и международных договоров (права)[2] в сфере защиты нравственности и благополучия детей, нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости, защиты подрастающего поколения от вредной информации. Принят во внимание и опыт стран Европейского Союза (Германия, Италия, Франция, Великобритания, Литва и др.), США, Японии, Грузии, России, Украины и других государств.
Хотя принятие данного Закона и не подразумевает дополнительных расходов из Государственного бюджета, но потребует утверждения Кабинетом Министров дополнительных законодательных документов, определяющих:
во-первых, статус специально уполномоченного государственного органа и рабочего органа в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
во-вторых, случаи производства или распространения информационной продукции, при которых требуется ее обязательная возрастная классификация;
в-третьих, требования к административным и организационным мерам, техническим и аппаратно-программным средствам обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
в-четвертых, особые требования распространения информации, наносящей вред здоровью детей, по отдельным каналам распространения информации, в т.ч. по сетям телекоммуникаций и Интернета, посредством телерадиовещания, в виде печатной информационной продукции, через компьютерные игры или посредством зрелищных мероприятий (по инициативе специально уполномоченного государственного органа);
в-пятых, порядок ведения Реестра запрещенной к распространению на территории Узбекистана информационной продукции, наносящей вред здоровью детей.
По мнению нашей Фракции, принятие Закона в предлагаемом формате будет способствовать:
I. Оказанию помощи родителям в воспитании детей, их защите от негативной информации, а также создании необходимой в любом цивилизованном обществе и правовом государстве комплекса законодательно установленных гарантий физической, духовной и информационной безопасности детей, предупреждения агрессивного и иных форм антиобщественного поведения несовершеннолетних;
II. Повышению авторитета государства в области обеспечения нравственно-духовной и демографической безопасности страны, защиты прав ребенка, охраны семьи;
III. Определению основных положений классификации информации, оказывающей вредное воздействие на детей, их духовное и физическое развитие, ее категорирования по различным возрастным группам;
IV. Созданию или определению органов, которые могли бы оценивать степень вреда содержания материалов в СМИ, Интернете и т.д. для той или иной возрастной группы детей;
V. Закреплению таких успешно апробированных в зарубежной практике правовых механизмов, как осуществляемые на добровольной основе возрастная классификация, иные меры охраны и защиты детей от вредной для них информации;
VI. Принятию мер по государственной защиты детей, направленных на избежание рисков и угроз при их нахождении в общественной среде (административная защита детей), информировании детей и их родителей о соответствующих рисках и угрозах, их наставление в отношении реакции на риски и угрозы (образовательные меры по защите), регулирование отношений в связи с возникновением таких рисков и угроз (правовая защита детей) и т.д.
Алия Юнусова,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУ.
[1] Согласован с Узбекским агентством по печати и информации, Генеральной прокуратурой, министерствами финансов, экономики, внутренних дел, народного образования, высшего и среднего специального образования, здравоохранения и юстиции, Центром среднего, специального профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования, Государственным таможенным комитетом, Национальным агентством «Узбеккино», Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и др.
[2] Учтены положения Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Факультативного Протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000 г.), Протокола ООН о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), Рекомендации 1065 Парламентской ассамблеи Совета Европы по торговле детьми и другим формам детской эксплуатации (1987 г.), Резолюции № 3 по сексуальной эксплуатации, порнографии и проституции и торговле детьми и несовершеннолетними 16-й Конференции министров юстиции Европы (1988 г.), Рекомендации Совета Европы № R (85) 4 о насилии в семье (1985 г.), Рекомендации Комитета Министров государств – членов Совета Европы: № R (89) 7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание; № R (97) 19 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации»; № R (2003) 9 «О мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания» и др.