Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Что усовершенствуют в общественной экспертизе проектов НПА

24.01.2017


В каком порядке будет проводиться общественная экспертиза НПА и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности? Об этом нам рассказал один из разработчиков соответствующей концепции Фозилжон Отахонов – председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате, к.ю.н., доц.

 

Напомним, что во исполнение ряда решений Президента и Правительства[1] была разработана Концепция проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности (далее – Концепция).

 

Нынешнее состояние проведения общественной экспертизы НПА и их проектов

 

Конституция Узбекистана закрепила право граждан на участие в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов (ст.32).

 

В законах нашей страны закреплены нормы, регулирующие участие субъектов предпринимательства и ННО в разработке и обсуждении проектов НПА по вопросам деятельности субъектов предпринимательства[2]. В целях же дальнейшего совершенствования отношений в этой сфере Правительством было принято постановление от 26.12.2008 г. № 281 «О мерах по внедрению системы оценки актов законодательства».

 

Практическим результатом данного постановления явилась апробация системы оценки воздействия актов законодательства (далее – СОВАЗ) при разработке проектов законов «О конкуренции», «О риэлтерской деятельности» и ряд других документов.

 

В соответствии с данным постановлением также разработан скоринг-механизм оценки качества проектов документов, вносимых на рассмотрение в Правительство, а также организовано обучение элементам СОВАЗ и публикация материалов по нему.

 

Важным шагом по внедрению СОВАЗ стало также принятие Указа Президента страны от 7.04.2014 г. № УП–4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» и постановления Кабинета Министров от 2.12.2014 г. № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность». Ими утверждены Программа дополнительных мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности и Положение о порядке оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых НПА на предпринимательскую деятельность через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее – ЕПИГУ).

 

Установлен порядок, в соответствии с которым с 1.01.2015 г.:

 

а) разрабатываемые проекты и принятые НПА, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности, подлежат размещению органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах – разработчиками соответствующего проекта и принятого НПА на ЕПИГУ для обсуждения и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность;

б) предложения участников обсуждения подлежат обязательному рассмотрению органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах – разработчиками соответствующего проекта и принятого НПА.

 

Таким образом, субъектам предпринимательства предоставляется возможность участвовать при разработке проектов НПА, давать по ним свои предложения, а также давать оценку по принятым НПА в сфере предпринимательской деятельности. Это позволит выявить существующие барьеры в развитии предпринимательской деятельности и повысить качество принимаемых НПА.

 

Более того, действующий порядок обязывает госорганы включать сведения о проведенном обсуждении ведомственного НПА и его результатах (если ведомственный НПА подлежит обсуждению) все поступившие замечания и предложения учитывать, и дорабатывать проект НПА с их учетом.

 

Основным инструментом СОВАЗ сегодня становится ЕПИГУ (my.gov.uz). На нем реализован достаточно обширный функционал, который позволяет участникам общественных обсуждений знакомиться с документами, оставлять комментарии и отзывы. Также, с мая 2015 года запущен специализированный веб-ресурс www.regulation.gov.uz.

 

По состоянию на 1.12.2016 г., на специализированном веб-ресурсе размещено 934 проекта НПА (из них, готовятся к обсуждению 102, в обсуждении 33, завершено обсуждение 732, на доработке 12, утверждено 55), к которым поступило 1752 комментариев (из них – рассмотрено разработчиком 873, принято 537, не принято 336).

 

 

Несмотря на то, что создана правовая основа СОВАЗ на практике наблюдаются следующие недостатки:

 

  • отсутствует рабочий орган, который на постоянной основе осуществлял бы общее руководство и координацию действий различных ведомств по выполнению мероприятий в рамках СОВАЗ;
  • незаинтересованность представителей частного сектора и недостаточность их знаний и навыков, необходимых для внедрения СОВАЗ;
  • низкая заинтересованность государственных служащих во внедрении СОВАЗ по причинам высокой загруженности и увеличения сроков разработки и принятия НПА;
  • отсутствие надлежащих институциональных представителей частного сектора, которые могли бы систематизировать, анализировать и обобщать отдельные предложения, и таким образом, вырабатывать коллективное мнение о наличии системных проблем и способах их решения;
  • недостаточное вовлечение СМИ, распространяемых по всей стране, а также телевидения, в процесс освещения сути СОВАЗ, проводимых в рамках СОВАЗ мероприятий, а также получаемых результатов.

 

Что содержится в Концепции

 

Концепцией определено, что общественная экспертиза деятельность субъектов общественного контроля (граждан, субъектов предпринимательства, ННО и т.д.), направленная на исследование, анализ и оценку НПА и их проектов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан и общества, в том числе субъектов предпринимательства. Целью проведения общественной экспертизы является содействие в обеспечении, реализации, защите прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства  при разработке, принятии проектов НПА  и их исполнении.

 

Проведение общественной экспертизы основывается на следующих основных принципах:

 

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • публичность проведения и открытость результатов общественной экспертизы;
  • добровольность осуществления общественной экспертизы;
  • невмешательство государственных органов и их должностных лиц в проведение общественной экспертизы;
  • независимость экспертов;
  • объективность и достоверность экспертных заключений.

 

Виды общественной экспертизы:

 

По порядку осуществления общественная экспертиза делится на следующие виды:

 

а) обязательная общественная экспертиза НПА и их проектов;

б) инициативная общественная экспертиза НПА и их проектов.

 

Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении НПА и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности.

 

Инициативная общественная экспертиза проводится в отношении НПА и их проектов, затрагивающих вопросы реализации основополагающих прав человека и гражданина в сферах:

 

1) социальной политики, труда и социального обеспечения;

2) охраны окружающей среды и здоровья населения;

3) деятельности общественных объединений и иных ННО;

4) бюджета и финансов;

5) образования, культуры и массового спорта.

 

По сферам общественных отношений общественная экспертиза может иметь следующие виды:

 

а) правовая экспертиза;

б) антикоррупционная экспертиза;

в) экологическая экспертиза;

г) общественная экспертиза в социальной сфере;

д) комплексная общественная экспертиза.

 

Объектами общественной экспертизы могут являться:

 

1) проекты НПА;

2) НПА.

 

Субъектами общественной экспертизы являются:

 

1) Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления;

2) Совет фермеров Узбекистана и советы фермеров Республики Каракалпакстан, областей и районов/городов;

3) Федерация профсоюзов Узбекистана;

4) Ассоциация деловых женщин Узбекистана “Тадбиркор аёл”;

5) Общественное движение молодёжи «Камолот»;

6) Экологическое движение Узбекистана;

7) Палата адвокатов Узбекистана;

8) ННО «Институт демократии и прав человека»;

9) Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов Узбекистана;

10) граждане Республики Узбекистан, в том числе руководители и специалисты субъектов предпринимательства, индивидуальные предприниматели.

11) иные ННО, зарегистрированные в установленном законом порядке.

 

Инициаторы проведения общественных экспертиз.

 

Инициаторами проведения обязательной общественной экспертизы могут быть органы госвласти и управления – разработчики проекта НПА или самого НПА.

 

Граждане Республики Узбекистан, достигшие возраста 18 лет, а также ННО, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право на осуществление инициативной общественной экспертизы НПА и их проектов.

 

Для достижения целей и задач, определенных в настоящей Концепции необходимо осуществление следующих мер:

 

  • разработка и принятие Закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле», где необходимо закрепить нормы о проведении общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
  • создание Координационного совета субъектов общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с определением рабочего органа;
  • разработка и принятие Положения о порядке организации и проведения общественных экспертиз в Координационном совете, детально регламентирующего процедуру проведения общественной экспертизы;
  • подготовка и издание методического пособия по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, где в частности будут освещать важнейшие сущностные характеристики обществен­ной экспертизы; основные принципы ее организации и проведения, организационно-технологические и методические аспекты общественной экспертизы; форму взаи­модействия субъектов общественной экспертизы с органами государственной власти и управления;
  • организация регулярных семинаров для экспертов и специалистов субъектов общественной экспертизы, а также их стажировки в развитых зарубежных странах;
  • создание материально-технической базы и укрепление финансового положения субъектов общественной экспертизы для организации общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов и привлечении высококвалифицированных экспертов;
  • проведение активной информационно-разъяснительной работы по всему спектру вопросов общественной экспертизы в СМИ (включая Интернет);
  • реализация мер по налаживанию международного сотрудничества в сфере общественной экспертизы, что призвано стимулировать обмен опытом и проведение сторонних оценок степени эффективности общественной экспертизы.

 

Публикации по теме:

 

Вопросы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности изучили в регионах

 

В правила регистрации договоров Агентством по интеллектуальной собственности внесли изменения

 

Беседовал и записал,

Маъруф Усманов.

 


[1] Среди них указы Президента от 5.11.2016 г. № УП–4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» и от 7.04.2014 г. № УП–4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан», а также постановление Кабинета Министров от 2.12.2014 г. № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность».

[2] Законы «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции (ст.ст. 30, 31), «О семейном предпринимательстве», «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» (ст. 13), «Об экологическом контроле» (ст.ст. 14–18), «О социальном партнерстве» (ст. 23), «Об органах самоуправления граждан» (ст.ст. 11, 16), «О всенародном обсуждении проектов законов», «О нормативно-правовых актах» в новой редакци (ст.ст. 18–22), «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (ст.ст.16,17,23,24).

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_