Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

До сентября будет разработан Экономический процессуальный кодекс

23.03.2017


В этом обзоре – об изменениях в ХПК, вносимых в связи с объединением Верховного и Высшего хозяйственного судов, а также созданием экономических судов.

 

Для реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах был принят Указ Президента от 21.02.2017 г. № УП–4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан».

 

Пунктом 8 данного документа предусмотрено, что с 1 июня 2017 года Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан объединяются в единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства – Верховный суд Республики Узбекистан. Помимо этого, хозяйственные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента преобразованы в соответствующие экономические суды. При этом созданы межрайонные, районные (городские) экономические суды, которым подведомственно рассмотрение дел в первой инстанции, что предполагает внесение соответствующих изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс (далее – ХПК).

 

Поэтому Высшим хозяйственным судом был разработан, согласован[1] и внесен в нижнюю палату парламента законопроект «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан».

 

Если говорить конкретно, то предполагается внесение изменений и дополнений в 26 статей ХПК, а также введение одной статьи.

 

В частности, в статье 1 ХПК слова «хозяйственный суд» заменены словами «экономический суд». Кроме того, данная статья дополнена нормой, предусматривающей, что все полномочия хозяйственных судов, установленные ХПК, осуществляются экономическими судами. Также в тексте ХПК все слова «Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан» заменены словами «Верховный суд Республики Узбекистан».

 

Статья 23 ХПК дополняется частью, предусматривающей, что при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны экономическому суду, а другие – административному суду, все требования подлежат рассмотрению в экономическом суде.

 

В связи с образованием административных судов, которым подведомственно рассмотрение административных споров, вытекающих из публично-правовых отношений, из статей 24, 26 и 125 ХПК нормы, касающиеся публично-правовых отношений, предлагается исключить.

 

В статье 26 ХПК урегулированы вопросы подсудности дел. В части первой данной статьи предусматривается, что дела, подведомственные экономическому суду, будут рассматриваться межрайонными, районными (городскими) экономическими судами.

 

В статье 43 ХПК указывается, что исковое заявление в Верховный суд имеет право предъявить Генеральный прокурор Республики Узбекистан или его заместитель, а в межрайонные, районные (городские) экономические суды – прокуроры Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента, районов (городов) и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

 

В статье 157 ХПК уточняются суды, рассматривающие апелляционную жалобу (протест). Так предусматривается, что рассмотрение апелляционной жалобы (протеста) осуществляют экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а рассмотрение апелляционной жалобы (протеста) на решение, принятое экономическими судами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в первой инстанции, – суд, принявший решение в первой инстанции.

 

ХПК дополняется новой статьей 1571, предусматривающей порядок подачи апелляционной жалобы (протеста). Указывается, что апелляционная жалоба (протест) подается в суд, рассматривающий апелляционную жалобу (протест), через суд, принявший решение. В свою очередь суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд, рассматривающий апелляционную жалобу (протест) в пятидневный срок со дня ее поступления.

 

По аналогии с Гражданским процессуальным кодексом (далее – ГПК), в статье 173 ХПК предусматривается, что решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если оно не рассмотрено в апелляционном порядке.

 

В статье 174 ХПК указываются суды, проверяющие законность решений в кассационной инстанции. Так к компетенции экономических судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента предлагается отнести рассмотрение кассационных жалоб на решения, принятые экономическими судами в первой инстанции. Президиум Верховного суда Республики Узбекистан будет проверять законность решений, принятых этим судом по первой инстанции.

 

По аналогии со статьей 1571 в статье 175 указывается идентичный порядок подачи кассационной жалобы (протеста) и направления дела в суд, проверяющий законность решений в кассационной инстанции.

 

В связи с определением порядка обжалования решения суда первой инстанции либо в апелляционной либо в кассационной инстанции, из статей 176, 177, 182, 185, 186, 187, 188, 189, 191 Кодекса слова «постановления апелляционной инстанции» исключаются.

 

Нормы Кодекса, которые регламентируют производство в суде надзорной инстанции, приводятся в соответствие с ГПК, т.е. предусматривается, что надзорное производство состоит из двух ступеней: вначале дело в порядке надзора подлежит рассмотрению в Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда, а затем постановление указанной коллегии может быть пересмотрено Президиумом Верховного суда.

 

В целях совершенствования деятельности экономических судов с учетом современных требований, проверенных судебной практикой принципов и подходов, а также опыта судопроизводства в сфере экономики других стран законопроектом Верховному суду и другим заинтересованным организациям дано поручение в срок до 1 сентября 2017 года подготовить и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан на основе критического анализа действующей правоприменительной практики, результатов широкого общественного обсуждения, изучения передового зарубежного опыта.

 

По мнению членов нашей фракции внесение предлагаемых изменений и дополнений в национальное законодательство, на данном этапе обеспечит с 1 июня 2017 года осуществление своей деятельности Верховным судом Республики Узбекистан, экономическими судами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонными, районными (городским) экономическими судами.

 

Алия Юнусова,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член фракции НДПУ.



[1] Согласован с Верховным судом, Генеральной прокуратурой, министерствами юстиции, экономики,  финансов и по развитию информационных технологий и коммуникаций.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_