Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Насколько проще станет закрыть бизнес

23.08.2019

Читать на узбекском языке

С 1.01.2020 г. вступит в силу новый порядок добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства, а также исключения из госреестра тех, кто не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (ПКМ от 21.08.2019 г. № 704).

 

Документ принят в связи с Указом Президента от 7.06.2019 г. № УП-5739, который упрощает ликвидацию бизнеса, в том числе в добровольном порядке. О конкретных мерах мы писали ранее здесь и здесь.

 

Принятым актом уточнено, что новый порядок добровольной ликвидации и исключения из реестра не будет распространяться на:

  • банки и кредитные бюро, их филиалы и представительства;
  • коммерческие градообразующие организации и приравненные к ним коммерческие организации;
  • государственные органы, ННО, в том числе, их отдельные подразделения в качестве юридических лиц (представительства и филиалы), а также представительства и филиалы международных и иностранных ННО;
  • коммерческие организации, имеющие предусмотренные законодательством признаки банкротства.

 

Ниже рассмотрим основные новшества, которые произойдут с 1 января 2020 года в процедурах добровольной ликвидации и исключения из госреестра.

 

Добровольная ликвидация 


Во-первых, скорректирован перечень лиц, принимающих решение о ликвидации предприятия. Наряду с учредителями (участниками) такое полномочие предоставлено представителям или уполномоченному органу. Расширен перечень сведений, указываемых в решении. В нем нужно отразить:

  • данные о ликвидируемом субъекте предпринимательства: полное и сокращенное наименование, ИНН, почтовый адрес;
  • сведения о ликвидаторе: паспортные данные, номер телефона и адрес электронной почты;
  • место и срок приема обращений по организации;
  • причины и предполагаемый срок ликвидации.

 

Во-вторых, ликвидатором, согласно новому порядку, смогут выступать как сам учредитель(-ли) (участник(-и), так и назначаемые им(-и) лица (ликвидационная комиссия). Индивидуальный предприниматель (ИП) также может назначить физическое лицо, которое будет пользоваться полномочиями ликвидатора. 

 

В-третьих, после получения регистрирующим органом – Центром госуслуг (ЦГУ) – копии решения, он должен уведомить об этом не только налоговые, статорганы и территориальное подразделение Бюро принудительного исполнения (БПИ), но и следующие структуры:

  • органы, регистрирующие права на недвижимость, автотранспортные средства, сельхозтехнику и другие подлежащие регистрации технические средства;
  • Агентство по развитию рынка капитала.

 

Вместо ликвидируемой организации объявление о ликвидации будет размещать сам ЦГУ на своем официальном сайте.

 

В-четвертых, как уже отмечалось ранее, максимальный период финансово-хозяйственной деятельности, охватываемый налоговой проверкой, составит 3 года, а для бездействующих с момента регистрации предприятий ревизия проводиться не будет.

 

В-пятых, ликвидатору не нужно представлять в регистрирующий орган письменные ответы налогового органа и БПИ об отсутствии долгов по налогам и исполнительным документам. Эти сведения ЦГУ получит через Автоматизированную систему госрегистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства.

 

В-шестых, если ИП выплачивает налоги и иные обязательные платежи в порядке, установленном для юридических лиц, добровольное прекращение их деятельности происходит по той же схеме, что и для предприятий. А для ИП – плательщиков фиксированного налога сохранится действующий порядок прекращения деятельности. Заключение налогового органа об отсутствии задолженностей из числа документов, представляемых ИП в регистрирующий орган, исключено.

 

Остальные процедурные моменты в целом не претерпели значительных изменений.

 

Исключение из госреестра бездействующих субъектов бизнеса

 

Для юрлиц, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, срок являющийся основанием для признания их «бездействующими», увеличен до 9 месяцев. При его наступлении и непредставлении за этот период налоговых отчетов предприятие переведут на 3 года в бездействующий режим. Если в течение этого времени юрлицо не восстановит свою деятельность, оно исключается из реестра регистрирующим органом – ЦГУ.

 

Территориальные спецкомиссии по ликвидации бездействующих и не сформировавших свои уставные фонды в установленные сроки предприятий – упразднены.


Исключение из реестра осуществляет ЦГУ по представлению налогового органа, если у организации нет задолженности по налогам, нет имущества, а также не представляется возможным привлечь к процессу ликвидации учредителей (участников) предприятия (их представителей) и руководителя.

 

Регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней с момента поступления представления:

  • переводит предприятие в бездействующий режим, о чем вносит запись в госреестр и публикует объявление на своем сайте;
  • направляет извещение учредителям юрлица.

 

Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 1.01.2020 г.

 

Ленара Хикматова.