Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

«Внутренняя кухня» обычного интернет-магазина

31.03.2017


Учет и налогообложение доходов, полученных от электронной коммерции – это дисциплина, которую еще не преподают на бухгалтерских курсах. Однако интернет-магазины открываются и активно торгуют. Мы решили разобраться – как же они организованы, существуют ли какие-либо особенности при учете доходов, а также выяснить – чего не хватает этому направлению для дальнейшего развития.

 

Нашим респондентом стал соучредитель и директор интернет-магазина LaTienda Бехзод Умаров, который согласился рассказать о практических аспектах открытия и ведения бизнеса через интернет.

 

– Расскажите о проекте: как он родился, когда стартовал, на кого ориентирован?

 

Как юридическое лицо (в форме ООО) мы зарегистрировались год назад, а интернет-магазин начал работать в августе 2016 г. Мы продаем одежду для всей семьи от лучших узбекских брендов. Сегодня нашими партнерами являются ведущие производители из многих регионов Узбекистана. Критерии отбора товара – качество и стиль. Мы не продаем, то чего не купили бы себе или своим близким.

 

Наш магазин ориентирован, прежде всего, на занятых людей, не имеющих возможности тратить время на походы по бутикам и рынкам, а также на матерей, сидящих дома с детьми. Согласитесь, что этим людям будет гораздо удобнее, если понравившуюся одежду им привезут домой или в офис.

 

Изначальная концепция нашей компании заключалась в осуществлении электронной коммерции, потому розничного магазина мы не имеем.

 

На мой взгляд, регистрация в качестве юридического лица, является не самым важным моментом в запуске проекта. И приступать к нему необходимо, когда есть идея, команда, ресурсы и предварительная договоренность об аренде офиса. Положение дел на сегодня такое, что интернет-магазин без офиса существовать не может. Здесь работают специалисты, отвечающие за работу сайта, менеджеры, принимающие заказы и передающие их курьерам. Здесь же находится склад. Так что цепочка последовательности действий для открытия интернет-магазина, выглядит следующим образом:

 

Идея – Команда единомышленников – Ресурсное обеспечение – Поиск офиса для аренды – Регистрация в качества субъекта предпринимательства – Заключение соглашения с банком и платежными системами – Запуск интернет-магазина.

 

– Давайте остановимся подробнее на вопросе соглашения с банком и платежными системами. Как это происходит на практике?

 

Клиенту необходимо предоставить возможность оплатить заказ удобным для него способом. Это может быть наличный расчет, по терминалу при доставке и онлайн оплата через сайт продавца. Существует еще одна опция – оплата через мобильные приложения в момент доставки, но этот способ, по сути, подобен приему оплаты по терминалу.

 

На сегодняшний день мы подключили к своему сайту платежные системы Click и Payme, это позволяет принимать онлайн платежи. Также наши курьеры используют терминалы. С наличными мы не работаем, поскольку постановлением Кабмина от 2.06.2016 г. № 185 (обзор смотрите по ссылке) определено, что интернет-торговля может осуществляться только посредством безналичных расчетов.

 

Для подключения к платежным системам мы составляли трехсторонние договора – мы, обслуживающий банк и платежные системы. Процесс покупки при этом происходит следующим образом – клиент на сайте оплатил покупку, его средства поступают в платежную систему, платежная система переводит их на вторичный счет, банк на основании трехстороннего договора переводит средства на наш основной счет. Процесс автоматизирован и хорошо отлажен. За время нашей работы, мы не столкнулись с какими-либо затруднениями.

 

Дополнительным удобством расчета через платежные системы являются мобильные приложения. Клиент может оплатить покупку на месте, без использования терминала.

 

– Каким образом осуществляется учет доходов? Существуют ли при этом отличительные нюансы по сравнению с обычной розничной торговлей?

 

В качестве формы налогообложения мы выбрали «упрощенку» (ЕНП), поскольку мы зарегистрированы как малое предприятие, и наша деятельность является розничной торговлей. При этом могу отметить, что ни с какими особыми требованиями к учету средств от интернет-продаж мы не столкнулись. Несмотря на то, что онлайн торговля – явление в Узбекистане сравнительно новое и находится еще на начальном этапе развития, во взаимодействии с налоговыми органами при открытии магазина у нас проблем не возникло.

 

Согласно все тому же постановлению Кабмина от 2.06.2016 г. № 185, в интернет-магазинах использование ККМ (контрольно-кассовых машин – ред.) не предусмотрено. Для нас это означает с одной стороны освобождение от инкассирования, с другой – невозможность приема наличных средств.

 

– Обратившись еще раз к этому документу, давайте поговорим о доставке. Постановление оговаривает, что при электронной коммерции доставку СВОИМ транспортом в пределах Узбекистана можно осуществлять БЕЗ получения лицензии на автоперевозки. Каким образом она организована у вас?

 

Сначала мы пользовались услугами третьих лиц, но поняли, что с учетом специфики нашей работы, нашего товара, это нам не подходит. Дело в том, что мы даем возможность клиентам примерить одежды, прежде чем они окончательно решаются на покупку. Очень часто бывает так, что нас просят привезти несколько размеров или цветов одной и той же модели. Клиент еще сам не знает, какой цвет при примерке понравится больше и какой размер лучше «сядет». Перемерив все, в итоге он покупает только одно изделие. Курьер все это время ждет, потом принимает оплату, и возвращает невостребованный товар на склад.

 

Очевидно, что сотрудничество с курьерской фирмой или службой такси при таких условиях принесет больше проблем, чем пользы. Потому мы остановились на собственной курьерской доставке. Своего автопарка мы пока не имеем, но планируем. Доставку в регионы республики нам помогает осуществлять почтовая служба BTS.

 

– Как разрешаются ситуации, когда товар был оплачен, а потом возвращен (отказ после покупки)? И каков механизм возврата денег, если он у вас предусмотрен?

 

Несмотря на то, что за время нашей работы еще не было ни одного подобного случая, мы к этому готовы. Понятно, что на возврат средств потребуется какое-то время, ведь транзакция уже совершилась и в ее осуществлении участвовали несколько сторон. Чтобы вернуть средства, надо осуществить всю операцию в обратном порядке: банк – платежная система – счет клиента. Возврат осуществляется на основании отказного письма, подписанного клиентом. Другим вариантом отказа от товара может быть его замена.

 

– Несмотря на то, что Ваш магазин сравнительно новый, ведь вы работаете менее года, уже можно проанализировать трудности, с которыми сталкивается электронная коммерция. Выделите, пожалуйста, несколько таких моментов.

 

В первую очередь, это, конечно же, неподготовленность покупателей. Пока основная масса не освоит навыки покупок через интернет, онлайн-магазинам приходится прилагать усилия, чтобы выжить. Согласно нашим наблюдениям, в числе основных проблем – нежелание потребителя ждать, а также боязнь первой покупки. Мы уже разработали систему доставки с минимальной потерей времени, а также внедрили автоматизированную возможность заказа нескольких размеров и разных видов одежды с предоставлением времени на примерку и выбор.

 

Мы понимаем, что на формирование новой покупательской культуры, чтобы она действительно стала массовой, потребуется время. Обычный магазин имеет куда большую проходимость, чем его онлайн конкурент. В обычном магазине в течение даже самого неудачного дня «делается касса». У нового интернет-магазина бывают дни, когда покупок нет вообще.

 

Второй момент касается налогообложения, которое для обычной розничной торговли и торговли через интернет ничем не отличается. Новому интернет-магазину для раскрутки требуется время, и очевидно, что наш оборот в начале пути получается в разы меньше, чем у стационарных торговых точек. При этом налоги мы платим те же. В этом я вижу большое препятствие для развития всей электронной коммерции в Узбекистане.

 

В период, когда у большей части населения еще не сформировалось доверие и опыт покупок через интернет, субъектам электронной коммерции для выживания приходится вести борьбу сразу на нескольких фронтах: делать бренд узнаваемым, приучать людей совершать покупки в режиме онлайн, выдерживать конкуренцию с обычными магазинами. Потому, мне кажется, в период становления электронной коммерции нужна поддержка со стороны государства, возможно – в виде налоговых льгот.

 

Запрет приема наличных средств – также очень неудобный момент в первую очередь для клиента. Что делать тем, кто хочет приобрести товар, но оплатить его может только наличными? Получается, что таких клиентов мы просто теряем. В странах с развитой интернет-торговлей, включая соседние Казахстан и Россию, для интернет-магазинов не существует проблем с возможностью приема наличных. Оплата происходит при доставке, а наличные средства инкассируются. При этом выигрывают все: клиент, совершивший оплату удобным ему способом; интернет-магазин, не потерявший клиента; государство, получившее в бюджет большее количество средств от налоговых сборов.

 

Несмотря на перечисленные нюансы, интернет-торговля в Узбекистане развивается. И я верю, что будущее именно за этой формой торговли. Сначала в столице, а потом и во всех регионах, люди оценят и начнут использовать несомненные преимущества заказа и оплаты любых товаров и услуг через интернет.

 

***

 

Итак, такова практика – со всеми ее плюсами и минусами.

 

В одной из последующих публикаций Norma.uz расскажет об опыте электронной коммерции компании, реализующей товар как в режиме онлайн, так и через стационарные торговые точки.

 

Саида Джанизакова,

наш корр.




Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Азат :

2017-04-03 08:51:36

Посетил указанный тут интернет-магазин. Искал на нем возможность оплаты из-за рубежа, не нашел.То же самое и на других онлайн торговых площадках. Получается, что покупать в наших интернет-магазинах могут только граждане Узбекистана и использовать только сумовые карточки. Не верится что никто не додумался добавить возможность и для зарубежных покупателей.

Валюталар курси

2024-04-16
  • USD:12654.57 (+0.00) сум
  • EUR:13483.44 (+0.00) сум
  • RUB:135.26 (+0.00) сум

Янги сонларда ўқинг

2024, 16 апрель№ 16
2024, 16 апрель№ 16