Этой теме был посвящен круглый стол, состоявшийся 8 января в Банковско-финансовой академии Узбекистана и организованный Центром экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан. С презентациями о стратегии развития крупных коммерческих банков выступили их представители.
Для чего нужна цифровая трансформация
Цифровая трансформация – преобразование структур банка, основанное на применении цифровых технологий, изменение целевой направленности деятельности, обеспечивающее создание новых услуг и получение новых рыночных возможностей.
Во всем мире цифровизация приходит на смену существующим бизнес-моделям в банках, быстро растут объемы рынка мобильных и бесконтактных платежей, Р2Р-сервисов, цифровых валют и т.д.
В Узбекистане банки из-за жестких регламентов и высокой доли государства в них имеют ИТ-инфраструктуры, которые отличаются малой гибкостью и сложностью интеграции с новыми решениями. В последние годы банки создают в своей структуре подразделения цифрового бизнеса и стремятся быть в тренде. Они предлагают безопасное хранение вкладов, проведение транзакций, прием в отделениях банка, использование сети инфокиосков и банкоматов, выдачу кредитов, обменные услуги и т. д. Эти услуги предоставляются преимущественно в отделениях, частично через интернет-банкинг и мобильные приложения.
Какие стратегии выбирают наши банки
– Мы ставим задачу завоевать рынок розничных услуг, – говорит Фарход Саламов, председатель правления "Халкбанк". – Пользуясь имеющейся самой широкой сетью филиалов и касс, мы должны расширить виды предоставляемых услуг и продуктов. Второе направление – это работа с предпринимателями, создание клиентской базы на основе государственных программ. И третье важное направление – это работа с корпоративными клиентами, которые у нас есть. Мы должны применять индивидуальный подход к каждому. Планируется также развивать инвестиционный банкинг.
Концепция "Халкбанк" основана на принципе "Халкбанк" – партнер, находящийся рядом с народом и предпринимателем. Концепцией ставятся задачи организации центров банковских услуг, «смарт-офисов» и расширение сети банкоматов, выездных касс, расширение числа клиентов, использующих приложение «Халк мобайл», а также развитие интернет-банкинга.
В работе с предпринимателями банк нацелен на оказание консалтинговых услуг, повышение финансовой грамотности, составление бизнес-планов, андеррайтинговые услуги при предоставлении кредита, внедрение системы скоринга, а также содействие малому бизнесу в его развитии, расширении и превращении в корпоративного клиента.
Жафар Саидов, директор департамента стратегического развития "Асакабанк" обозначил следующие 4 направления, которые выбраны банком в качестве важнейших для трансформации:
- Казначейство – обеспечение соответствия активов и пассивов банков по срокам, внедрение современных методов управления ликвидностью, диверсификация ресурсной базы, расширение методов управления ликвидностью;
- Розничный бизнес – формирование системы розничного бизнеса, расширение видов розничных продуктов, создание современных центров оказания современных услуг;
- Риск-менеджмент – создание инфраструктуры риск-менеджмента, управление рисковым аппетитом путем лимитирования и ограничений, подготовка андеррайтеров;
- HR-система – оптимизация штата и операционных расходов, привлечение молодых специалистов с помощью коучинга, формирование корпоративных ценностей и другие.
Цифровой банкинг включает в себя внедрение системы IP-телефонии и повышение оперативности в обмене информацией, совершенствование системы CRM, расширение центров самообслуживания клиентов 24/7, создание службы предотвращения проблемных кредитов Soft collection, создание базы данных корпоративной информации.
Для повышения скорости оказания банковских услуг планируется сокращение выдачи кредита с 5 дней до 1 часа, выплата кредитных платежей через мобильные приложения и инфокиоски, внедрение системы предоставления всех банковских операций через «одно окно» универсальным сотрудником, оптимизация расходов и ускорение принятия решений путем перехода на единую систему МФО, создание системы кредитных анкет и андеррайтинга.
Алишер Эргашев, заместитель председателя "Хамкорбанк":
– В первую очередь мы планируем трансформировать точки продаж. На сегодня у "Хамкорбанк" есть 132 минибанка, в некоторых из них оказываются полноценные банковские услуги, а в некоторых отсутствуют услуги для юридических лиц. В 2020 году планируется трансформация минибанков в центры банковских услуг, в которых будет оказываться полный спектр услуг как населению, так и субъектам предпринимательства.
В 2020 году планируем полностью обновить системы мобильного и интернет-банкинга как для физических, так и для юридических лиц. Обновленные версии мобильных приложений и систем интернет-банкинга будут предоставлять возможности по дистанционному кредитованию населения и субъектов предпринимательства, и другие уникальные банковские услуги.
В течение 2019 года мы тесно сотрудничали с международными финансовыми институтами, было привлечено более 60 млн долларов США. Данные средства были направлены на финансирование проектов субъектов предпринимательства. В 2020 году планируем расширить работу с текущими партнерами, а также привлечь новые инвестиционные фонды и другие институты.
Дильшод Каланов, начальник управления стратегического развития "Промстройбанк", представил общие направления трансформации банка:
– Важным фактором повышения эффективности деятельности банков является включение в состав правления независимых членов. Так, в состав кенгаша "Промстройбанк" будут включены представители «Бостон Консалтинг», МФК и ЕБРР. Будет создана новая организационная структура, ориентированная на клиентов.
В бизнес-модели банка намечено увеличить долю малого бизнеса и розничных кредитов в 1,2 раза, создать 150 новых центров оказания услуг, а автоматизированная система кредитования охватит 150 тысяч клиентов. Кроме того, в регионах планируется открыть 5 центров корпоративного обслуживания.
В области цифровизации планируется внедрить систему автоматизированного бюджетирования, удаленные услуги будут оказываться 500 тыс. клиентам, а число клиентов CRM-системы достигнет 1 миллиона.
Промстройбанком планируется выпуск виртуальных и других новых видов пластиковых карт, расширится перечень видов кредитов, видов онлайн-депозитов. Если в 2019 году оказывалось 25 видов услуг мобильного банкинга, то в 2020 году их будет 47.
Таким образом, цифровые технологии улучшают качество и скорость банковских услуг, расширяются их виды, клиенты быстрее решают свои финансовые вопросы, а сами банки выходят на новый уровень развития.
Лола Абдуазимова.