Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКакие работы нельзя выполнять по договору аутстаффингаКогда сдаем Отчет по труду (4-mehnat shakli) Конструктор учетной политики на 2025 год: обновлен и готов к работе!

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (часть II)

03.05.2010

Как мы уже сообщали, в рамках совместного проекта Центрального банка и Программы развития ООН в Узбекистане "Поддержка развития сектора микрофинансирования", проекта Германского общества по техническому сотрудничеству (ГТЦ) и Национальной ассоциации микрофинансовых организаций и кредитных союзов (НАМОиКС) в конце марта в столичном Бизнес-центре "Пойтахт" состоялся тематический тренинг для представителей микрофинансовых организаций по вопросам налогообложения их деятельности.
 
 

НДС
 

Разговор на эту тему тренер семинара Зоя Тучкова, начальник сектора ГНУ Ташкента, начала с перечисления круга плательщиков налога на добавленную стоимость. В новом Налоговом кодексе они более конкретизированы. К их числу относятся:
 1) юридические лица, имеющие облагаемые налогом обороты;
2) юридические лица, на которых возлагается обязанность по уплате НДС за облагаемые обороты, осуществляемые нерезидентами Республики Узбекистан;
3) юридические и физические лица, импортирующие товары на территорию Республики Узбекистан, за исключением физлиц, завозящих товары для собственных нужд в пределах норм беспошлинного ввоза;
4) участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо) при осуществлении им облагаемых оборотов.
Надо отметить, что на тренинге интенсивно применялись интерактивные методы обучения. Вот и при изучении этой темы участники под руководством тренера исчисляли сумму НДС.
 
Задача. Предприятие имеет за отчетный период общий оборот по реализации 200 000 сумов, не включая НДС. Из этой суммы облагаемый оборот составляет 170 000 сумов, необлагаемый (освобожденный) - 30 000 сумов.
Удельный вес облагаемого оборота в общем обороте по реализации составил 85% (170 000 / 200 000 х 100).
Если за отчетный период НДС по полученным счетам-фактурам составил 35 000 сумов, то в зачет принимается только 85% от этой суммы, то есть 29 750 сумов (35 000 х 85 / 100).
Оставшаяся сумма уплаченного налога 5 250 сумов (35 000 - 29 750) относится на затраты производства (обращения).
 
З.Тучкова указала особенности применения нулевой ставки НДС. Она применяется при экспорте товаров за иностранную валюту; международных (транзитных) перевозках; на товары (работы, услуги), реализуемые иностранным дипломатическим представительствам; при переработке на таможенной территории; на оказываемые населению коммунальные услуги по водо-, тепло-, газоснабжению, санитарной очистке и канализации.
Также она отметила, что, согласно налоговому законодательству, не подлежит зачету сумма НДС на товары (работы, услуги), приобретенные предприятиями - неплательщиками НДС, а также производящими товары (работы, услуги), освобожденные от налога на добавленную стоимость; имущество, приобретенное в целях осуществления невычитаемых расходов; безвозмездно полученные ТМЦ; в случае когда местом реализации товаров и услуг не является Узбекистан.
Согласно Налоговому кодексу, расчет НДС представляется нарастающим итогом в налоговые органы по месту учета. Микрофирмы и малые предприятия, являющиеся плательщиками НДС, представляют его ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности; остальные налогоплательщики - ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. А по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности. При этом налогоплательщики, за исключением кредитных и страховых организаций, одновременно с расчетом налога на добавленную стоимость представляют реестр счетов-фактур по товарам (работам, услугам), приобретенным в течение налогового периода.
 
 


ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ
 

Оптимизация системы налогообложения призвана, с одной стороны, стимулировать деловую активность бизнеса, а с другой - обеспечивать достаточно простую, эффективную и прозрачную систему сбора налогов. К примеру, переход на упрощенную систему налогообложения - единый налоговый платеж (ЕНП) - уменьшает налоговое бремя, облегчает налоговый и бухгалтерский учет, минимизирует отчетность микрофинансовых организаций, что в свою очередь, безусловно, способствует развитию микрофинансирования в республике. Впрочем, как и росту эффективности малого бизнеса в целом.
Поэтому при проведении блока семинарских занятий, посвященных ЕНП, З.Тучкова постаралась детально осветить особенности его применения и подробно ответить на вопросы участников.
Перейти на упрощенную систему налогообложения микрофинансовые организации (МФО) могут при соблюдении определенных условий. Так, согласно Классификации предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса)*, хозсубъекты, имеющие код ОКОНХ 96190 (прочие финансово-кредитные организации), относятся к микрофирмам при среднегодовой численности работников не более 10 человек, к малым предприятиям - не более 25 человек.
Отнесение юридического лица к категории микрофирм и малых предприятий осуществляется на основе критерия среднегодовой численности работников, соответствующего основному (профильному) виду его деятельности. При ее определении учитывается также численность работников, принятых на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах.
Если по истечении отчетного года численность работников не соответствует критерию отнесения этого предприятия к субъектам малого бизнеса, ему необходимо будет с начала следующего отчетного года перейти на уплату общеустановленных налогов на основании письменного уведомления, представляемого налоговой службе не позднее срока сдачи годовой финансовой отчетности. При этом хозсубъект должен произвести перерасчет единого налогового платежа за предыдущий отчетный год на основании расчетов по общеустановленным налогам.
Объектом налогообложения при ЕНП является валовая выручка. В ее состав включаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) за вычетом НДС. Тренер разъяснила, что является выручкой различных организаций в зависимости от специфики их деятельности. Она отметила, что это могут быть и прочие доходы от основной деятельности, предусмотренные статьей 132 Налогового кодекса. К таковым относятся: взысканные или признанные должником штрафы, пени; возмещение расходов; а также доходы прошлых лет; от обслуживающих хозяйств и вспомогательных служб; от выбытия основных средств и иного имущества; от участия в совместной деятельности; полученные от списания кредиторской и депонентской задолженности.
Не рассматриваются в качестве объекта налогообложения: государственные субсидии; полученные гранты и гуманитарная помощь; вклад и возврат из уставного фонда и совместной деятельности; предоплата (аванс); залог до перехода права собственности; безвозмездно полученные средства от правительства; страховое возмещение; возмещение стоимости объекта лизинга; полученные от учредителей средства при добровольной ликвидации; дивиденды и проценты и другие (статья 355 Налогового кодекса).
Налогооблагаемой базой является валовая выручка за вычетом: доходов по государственным ценным бумагам; дивидендов и процентов, подлежащих налогообложению у источника выплаты; дивидендов, направленных в уставный фонд (уставный капитал) юридического лица, от которого они получены; доходов прошлых лет, выявленных в отчетном году; доходов, полученных в виде скидки от поставщиков и при ликвидации основных средств; суммы таможенных платежей, уплаченных при импорте товаров, в доле на реализованный товар.
К другим уменьшениям налогооблагаемой базы относятся средства на приобретение нового технологического оборудования (не более 25% налогооблагаемой базы), а также cредства, предоставляемые безвозмездно на внесение взносов по ипотеке молодых семей (не более 10% налогооблагаемой базы). В первом случае уменьшение налогооблагаемой базы производится в течение 5 лет, начиная с налогового периода, в котором осуществлен ввод технологического оборудования в эксплуатацию.
З.Тучкова также отметила, что основные направления налоговой политики на 2010 год определены постановлением Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год" (от 22 декабря 2009 года N ПП-1245). Этим документом ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, в число которых входит большинство МФО, уменьшена с 8 до 7 процентов.
 
Плательщики ЕНП, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены разные объекты налогообложения и ставки единого налогового платежа, должны вести раздельный учет по этим видам деятельности и уплачивать ЕНП по ставкам, установленным для соответствующих категорий налогоплательщиков.
 
Участники тренинга получили разъяснения по отдельным аспектам ЕНП, касающимся порядка исчисления и уплаты, предоставления налоговой отчетности, перехода на уплату единого налогового платежа и добровольного отказа от нее. Разговор на эту тему продолжился и после окончания занятия, поскольку получить от профессионала предметные ответы на вопросы налогообложения с примерами из практики всегда полезно.
 

Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
корр. "НТВ".


----------------------------------------------------------
*) Утверждена постановлением Кабинета Министров от 11 октября 2003 года N 439.
 
 

Публикация осуществлена в рамках совместного Проекта ЦБ
и ПРООН "Поддержка развития сектора микрофинансирования"

 

Опубликовано в газете "НТВ"  N 17 (821) от 22 апреля 2010 года

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь