Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Можно ли зачесть НДС, уплаченный по импорту услуг, если в этом же месяце был возврат налога Как платить налог на имущество и налог на землю по Указу №УП-67 Как маркируются товары и как не заработать штраф за нарушение этих правилКак составлять учетную политику в целях бухучета по НСБУ

Бизнес частный, но не малый

09.08.2016

Как правило, термины «малый бизнес» и «частное предпринимательство» в нормативно-правовых актах приводятся в связке. Это может сформировать мнение об их синонимичности. Тем не менее, в эти понятия вкладывается разный юридический смысл. Подробнее об этом – в нашем обзоре.

В основу определения малого бизнеса положен критерий численности работников. При этом микрофирмы и малые предприятия могут быть как государственными или с госдолей, так и частными.

 

А что означает термин «частное предпринимательство»? Попробуем разобраться.

 

Суть проблемы

 

Раньше Закон1 относил к числу субъектов частного предпринимательства юрлиц, осуществляющих инициативную деятельность, направленную на производство товаров и оказание услуг, получение прибыли (дохода) на основе собственного или привлеченного имущества других лиц, посредством применения собственного труда или труда по найму под свой риск и имущественную ответственность.

 

Как видно, дефиниция не давала ответа на главный вопрос: какое предпринимательство считается частным? Извлечение прибыли под свой страх и риск – суть любой предпринимательской деятельности.

 

С утратой силы Закона ушло, пусть и не безупречное, значение термина. В принятом взамен законодательном акте2 и его более поздней редакции места определению частного предпринимательства по неизвестным причинам не нашлось. Сложилась ситуация, при которой действующее законодательство предоставляет льготы, преференции и дополнительные гарантии для субъектов, но при этом четко их не обозначает.

 

Наше видение

 

По нашему мнению, основным признаком в этом вопросе является форма собственности, на которой основано предпринимательство. Всего таких форм две: частная и публичная. Объекты публичной собственности принадлежат государству (республиканская собственность) или его органам, в том числе местным (муниципальная собственность). Очевидно, частное предпринимательство базируется на частной собственности, принадлежащей гражданам и негосударственным юрлицам.

 

При регистрации каждой бизнес-структуре присваивается числовой код по классификатору форм собственности. Кодами в интервале от 100 до 200 обозначают субъектов с частной собственностью. К ним же, в частности, относятся хозяйственные объединения и товарищества (коды с 140 по 148).

 

Формированием и группировкой полученных от юрлиц статистических данных с выделением данных субъектов частной собственности занимаются органы статистики. При этом они руководствуются вышеуказанным Классификатором форм собственности и Классификатором организационно-правовых форм Республики Узбекистан3 (O’zDst 2847:2014).

 

Классификаторы доступны в электронной информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Таким образом, подтвердить свой статус частника можно посредством запроса в территориальное управление Госкомстата. Вместе с тем, полученный ответ может использоваться лишь для определения порядка предоставления статотчетов и осуществления статрасчетов. Выданная справка вряд ли может служить весомым аргументом во взаимоотношениях с другими госорганами. В свою очередь именно это имеет существенное значение для бизнеса.

 

Приведем пример

 

Сравним два нормативно-правовых акта, один из которых предусматривает льготы для частных предпринимателей. В нем закреплено, что субъекты малого бизнеса, частного предпринимательства и фермерские хозяйства имеют право осуществлять экспорт товаров и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива или гарантии со сроком поступления выручки или обратного ввоза в течение 180 дней при наличии полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке4.

 

Подчеркнем, что льготные, более длительные сроки при наличии страхового полиса применяются к трем видам субъектов:

 

малому бизнесу;

 

частному предпринимательству;

 

фермерским хозяйствам.

 

Теперь перейдем к документу, которым предусмотрены штрафные санкции за нарушения экспортных операций5.

 

Согласно этому акту, срок поступления выручки или обратного ввоза по экспортным операциям не должен превышать 180 дней со дня фактического экспорта товаров, работ и услуг для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, осуществляющих экспорт товаров, работ и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива или гарантии банка при наличии полиса по страхованию экспортного контракта, выданного в установленном порядке.

 

По правилам юридического толкования этой нормы должны соблюдаться все требования в совокупности. То есть, один и тот же субъект должен относиться и к малому бизнесу, и к частному предпринимательству, а также иметь страховой полис.

 

Однако мы выяснили, что критерии малого бизнеса и частного предпринимательства отличаются. Следовательно, субъект может не быть малым, но оставаться при этом частным.

 

Очевидно, в данном случае имеет место юридическая коллизия двух норм разных правовых актов.

 

Утвержденная Законом6 классификация относит акты, издаваемые Президентом и Кабинетом Министров к числу подзаконных. При этом правительственные решения принимаются, в том числе во исполнение указов, постановлений и распоряжений Президента. Таким образом, юридическая сила президентских актов выше.

 

Применительно к нашей ситуации это означает, что приоритет у первого документа. В то же время практика контролирующих органов основана, прежде всего, на строгом, дословном соблюдении норм санкционного характера.

 

Если предположить, что спор с налоговой возник и дело передано в суд, на что ссылаться предпринимателю? Помимо изложенного выше анализа правовых норм, справки органов статистики, в пользу ответчика действует презумпция: все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности7.

 

Тем не менее, такую позицию вряд ли можно считать неуязвимой.

 

 

И это еще не все

 

В стране на законодательном уровне закреплен комплекс мер по поддержке малого бизнеса и частного предпринимательства. К ним, например, относятся:

 

сокращенный срок рассмотрения заявок на предоставление кредитов (3 банковских дня)8;

 

право на самостоятельную сдачу наличной денежной выручки в сумме до 20 МРЗП9;

 

упрощенный порядок приватизации объектов госсобственности и передачи высвобождаемых земельных участков10;

 

оказание финансовой поддержки на возвратной основе путем возмещения части затрат, связанных с модернизацией и расширением производства, привлечением зарубежных специалистов в целях доведения уровня дизайна продукции до международных стандартов и вывода отечественной продукции на внешние рынки11 

 

и т.д.

 

Однако формулировки в текстах нормативных актов оставляют открытым вопрос: вправе ли претендовать на указанные льготы в полной мере субъекты частного предпринимательства, не относящиеся к категории малого бизнеса?

 

Что делать?

 

Возникновение различного рода спорных ситуаций, противоречий и неясностей возможно до тех пор, пока не будет дано законное определение частному предпринимательству. Задача правотворческих органов – определить критерии принадлежности к этой категории и, что самое важное, порядок подтверждения статуса.

 

Таким образом, законодатели внесут конкретику в те документы, которые определяют права и обязанности, а главное, устанавливают ответственность субъектов частного предпринимательства.

 

Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.

 

Публикации по теме:

О либерализации или За что и как отвечает бизнес

Суды защищают частный бизнес

 


1 Закон «О стимулировании развития малого и частного предпринимательства» от 21.12.1995 г. №159-I  (утратил силу в соответствии с постановлением Олий Мажлиса от 25.05.2000 г. № 70-II).

2 Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от 25.05.2000 г. № 69-II. Новая редакция от 2.05.2012 г. № ЗРУ-328.

3 Утвержден и введен в действие постановлением Агентства «Узстандарт» от 3.09.2014 г. № 05-568.

4 Пункт 6 постановления Президента «О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» от 8.08.2013 г. №2022.

5 Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка» от 29.06.2000 г. №245.

6 Закон «О нормативно-правовых актах» в новой редакции от 24.12.2012 г. № ЗРУ-342.

7 Статья 11 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции от 2.05.2012 г. № ЗРУ-328.

8 Абзац третий пункта 6 Указа Президента «о дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» от 24.08.2011 г. № УП-4354.

9 Там же абзац 5.

10 Постановление Президента «О дополнительных мерах по реализации объектов государственной собственности субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства» от 3.07.2014 г. № ПП-2200.

11 Абзац третий пункта 2 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Фонда поддержки субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» от 16.03.2016 г. № ПП-2507.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_