«Наш контрагент по договору нарушает сроки поставки продукции, а мы в свою очередь не можем выполнить свои обязательства по другому договору. Как нам быть? Обязаны ли мы платить неустойку в этой ситуации»?
О том, как выйти из затруднительного положения «меж двух огней» с наименьшими потерями, рассказал эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Олег ЗАМАНОВ:
– Подобные ситуации на практике возникают сплошь и рядом. Во многом их развитие и конечный результат зависят от условий договоров, заключенных между сторонами. А также – от линии поведения, избранной вашими контрагентами:
- готов ли кредитор войти в ваше положение или намерен «идти на принцип»;
- способен ли дебитор выполнить свои обязательства в ближайшей перспективе, назвав конкретную дату, или нет.
Как правило, действуя с учетом вышеуказанных факторов, стороны приходят к одному из следующих решений.
Решение 1. Продлить сроки исполнения обязательств в обоих договорах
Оформляя допсоглашение с контрагентом – дебитором, укрепите свои позиции. В частности, с дебитором:
а) если в договоре изначально была предусмотрена законная неустойка – увеличьте ее. Такая возможность предусмотрена законодательством;
б) рассмотрите дополнительные возможности обеспечения обязательств вашего контрагента. Например, – залог принадлежащего ему ликвидного имущества. Или – убедите его выступить поручителем по вашим обязательствам перед контрагентом – кредитором. Поручитель отвечает в том же объеме, что и вы, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
в) оговорите, что в случае нарушения контрагентом его договорных обязательств, возникшие у вас убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки. В ином случае убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
В свою очередь, во взаимоотношениях с контрагентом – кредитором максимально благоприятными для вас будут условия, противоположные вышеописанным: неустойка – законная или ниже, оговорка об убытках – либо отсутствует (значит, размер ограничен), либо прямо указано, что убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой.
Убедитесь также, что в договоре с кредитором предусмотрен претензионный порядок рассмотрения споров. Желательно, чтобы срок ответа на претензии был не меньше предусмотренных законом 15 дней. Задел по времени даст вам возможность запустить процесс взыскания с контрагента – дебитора.
Скорее всего, получить товар от дебитора и поставить его кредитору в один и тот же день не получится. Продлевая сроки по второму договору, учтите даты, обусловленные соглашением с дебитором, и время, которое вам потребуется на переработку, упаковку товаров (по необходимости) и их доставку покупателю.
Читайте далее на buxgalter.uz.