На заседании Законодательной палаты 9 декабря представлен во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».
В Указе Президента от 29.06.2018 г. № УП-5468 «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» особое внимание уделено последовательному снижению налогового бремени, упрощению системы налогообложения и совершенствованию налогового администрирования, а также разрешению ряда проблем.
Глава государства в своем Послании Олий Мажлису 28 декабря 2018 года особо отметил, что Налоговый кодекс в новой редакции должен стимулировать добросовестных налогоплательщиков, являющихся опорой развития страны, и строго наказывать тех, кто осуществляет деятельность в «тени». При этом наши граждане должны быть заинтересованы в своевременной уплате налогов вместо ухода от налогообложения.
Создание новой налоговой системы основывалось на таких основных принципах, как равенство, простота, четкость и эффективность. Внесенный Кабинетом Министров в Законодательную палату Олий Мажлиса проект закона о Налоговом кодексе в новой редакции принят с концептуальной точки зрения депутатами в первом чтении на заседании 26 ноября. За прошедший период проект всесторонне обсужден и доработан во фракциях всех политических партий, комитетах нижней палаты парламента, а также несколько раз – на заседаниях рабочей группы.
Налоговый кодекс в новой редакции приобретает статус документа прямого действия с максимальным сокращением в нем отсылочных норм, подзаконных актов. Предусматривается определение ставок по всем видам налогов (за исключением акцизного налога, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами).
Предусмотрен ряд норм, направленных на максимальное упрощение применения норм налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков путем совершенствования форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных ИКТ, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков.
Внедряется программа риск-анализа. В соответствии с ней все действующие хозяйствующие субъекты на основе определенных критериев, по мере опасности, без человеческого фактора автоматически разделяются на 3 сегмента (зеленая, желтая, красная дорожки). Предприятиям с низкой степенью опасности (зеленая дорожка) не будут назначаться налоговые проверки и им на высоком уровне будут оказываться налоговые услуги. В то время предприятиям со средним уровнем опасности (желтая дорожка) будут назначаться только камеральные проверки и им будет предоставляться возможность для исправления ошибок в своем отчете. Предприятиям с высокой степенью опасности (красная дорожка), где выявлены случаи уклонения от уплаты налогов, фальсификации бухгалтерских документов и счетов-фактур, будут назначаться налоговые аудиторские проверки. Как следствие, такие предприятия будут находиться под постоянным контролем.
В проекте определены права и полномочия налогоплательщиков и налоговых органов. Количество налоговых проверок сокращено с 13 до 3 видов.
Внедряется механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и зачета (возврата) суммы излишне взысканного налога. То есть уплата пени налогоплательщику налоговым органом будет осуществляться за каждый просроченный день возврата суммы налога. Для иностранных туристов вводится возврат НДС по принципу «Tax free». Отменяется уплата НДС при безвозмездной передаче имущества (услуг). Снижается ставка единого социального платежа с 25 до 12% для предприятий с долей государства в уставном фонде 50% и более.
Предусматривается приостановление налоговыми органами операций, осуществляемых налогоплательщиком по банковским счетам, сроком не более 30 дней. Внесена норма по учету всех соглашений и других экономических отношений, в которые вступает налогоплательщик, исходя из его реального экономического положения вне зависимости от формы их юридического оформления.
Пересматривается порядок применения финансовых санкций по отношению к субъектам предпринимательства, совершивших налоговое правонарушение. В проекте НК уточняется порядок досудебного рассмотрения налоговых споров. То есть предусматривается внедрение на практике обязательного проведения досудебного обсуждения налоговых споров.
В процессе подготовки проекта ко второму чтению высказано более 500 предложений и мнений. Они рассмотрены рабочей группой совместно с инициаторами закона, в проект Налогового кодекса в новой редакции внесено свыше 70 редакционных и концептуальных поправок.
В ходе обсуждений депутаты выступили с рядом мнений и предложений. По итогам прений проект поставлен на голосование. Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» принят.