Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «О Центральном банке Республики Узбекистан» депутаты обсудили 2 мая. На сайте Законодательной палаты Олий Мажлиса опубликованы подробности этого диспута.
Депутат Расул Кушербаев отметил, что члены фракции УзЛиДеП выступили против учреждения в коммерческих банках института представителя Центробанка. Это уменьшит финансовую самостоятельность, в том числе в формировании независимой кредитной политики банков, будет препятствовать привлечению инвесторов в сферу финансов.
– По нормам Закона «О гарантиях свобод предпринимательской деятельности» гарантируется невмешательство госорганов в деятельность субъектов предпринимательства, – сказал депутат Бекзод Ортиков. – Насколько правильным будет в век бурного развития ИКТ внедрение должности представителя Центробанка? С подобной нормой мы столкнулись в процессе обсуждения проекта закона «О государственно-частном партнерстве». И она была исключена после изучения международной практики, анализа действующего законодательства.
– Учреждение института представителя Центробанка в коммерческих банках предусмотрено Стратегией действий, – отметил первый заместитель председателя Центрального банка Темур Ишметов. – Цель – усиление регуляторной функции ЦБ для обеспечения в достаточной степени его независимости, финансовой стабильности. Это требование международного сообщества и имеет важное значение в повышении показателей страны в суверенных рейтингах международных показателей.
С другой стороны, коммерческие банки нельзя сравнивать с другими хозяйствующими субъектами. Любой крупный субъект предпринимательства по какой-либо причине может обанкротиться, и это невозможно сравнить с последствиями банкротства банка среднего класса. Большая часть средств банка среднесрочных вкладов принадлежит вкладчикам или другим юрлицам. При этом за доверием каждого клиента к банку стоит государство, то есть существует контроль, все процессы упорядочены. Если финансовое учреждение обанкротится, это приведет не только к потере средств вкладчиков, но и доверия ко всей банковской системе. Негативное влияние этой ситуации на экономику очевидно для всех.
Насколько будет свободнее экономика, настолько будет больше опасностей в банковской системе и финансовом секторе. Чтобы предотвратить подобные случаи, любой финансовый регулятор должен полностью пересмотреть свою деятельность. Все центральные банки в мире действуют на основе документа об основных принципах банковского надзора Базельского комитета.
Т. Ишметов отметил, что учреждение института представителя ЦБ не значит, что он целый день и на постоянной основе будет работать в том или ином коммерческом банке. В случае если Центральный банк обнаружит некоторую нестабильность или опасность в деятельности коммерческого банка, то представитель станет изучать эту ситуацию. У него не будет никаких полномочий на вмешательство в хозяйственную деятельность коммерческого банка.
– В проекте закона необходимо акцентировать внимание на общественном контроле, – сказал председатель Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий Илхом Абдуллаев. – Дело в том, что в данном документе нет ни одной нормы, направленной на обеспечение открытости деятельности ЦБ. Их необходимо добавить в законопроект и обязать Центробанк размещать на своем веб-сайте открытую информацию о его деятельности.
С учетом высказанных на заседании мнений и предложений законопроект будет еще раз глубоко проанализирован и доработан совместно с ответственным комитетом к следующему чтению.