Каждое государство стремится создать максимально благоприятные условия для своего будущего поколения. Сегодня, в Международный день защиты детей, мы проанализировали действующие национальные и международные правовые нормы в сфере защиты их прав и интересов.
Вопросы детского развития и защиты детских прав поверхностно затронуты в таких общеправовых документах, как:
Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генассамблеи ООН от 10.12.1948 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 2200 А (ХХI) Генассамблеи ООН от 16.12.1966 г.);
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией 2200 А (ХХI) Генассамблеи ООН от 16.12.1966 г.).
На международном уровне принят ряд документов, которые развивают и дополняют общие принципы.
Приоритетное значение в области защиты детей имеет принятая в 1959 году Декларация прав ребенка. Провозглашенными Декларацией 10 принципами государства руководствуются при определении собственной политики в сфере обеспечения надлежащих условий существования детей.
В 1979 году по инициативе Комитета по правам человека ООН приступила к разработке международного документа, который не только бы провозгласил права и свободы детей, но и содержал бы обязательства стран по их претворению в жизнь. Длительный кропотливый процесс закончился спустя 10 лет принятием Генассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка1.
Этот фундаментальный международный правовой акт закрепил наиболее широкий спектр прав несовершеннолетних в возрасте до 18 лет (если, согласно применимым законам, совершеннолетие не наступает ранее), которые должны соблюдаться и обеспечиваться странами, ратифицировавшими Конвенцию. А это практически все государства мира кроме США, которые документ подписали, но не ратифицировали.
Для обеспечения конкретных мер по реализации принципов и положений Конвенции в структуре ООН создан Комитет по правам ребенка. Этот профильный международный орган сконцентрировался, в первую очередь, на сборе и обработке достоверной и актуальной информации о положении детей. На основе анализа полученных данных Комитет дает рекомендации странам-участникам в части пересмотра национального законодательства и обеспечения соответствия законов положениям Конвенции.
Основные принципы перечисленных международно-правовых актов нашли свое отражение в национальном законодательстве Узбекистана.
В Конституции на высшем правовом уровне закреплено равноправие всех детей вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.
Семейный кодекс отнес к числу фундаментальных прав ребенка:
право жить и воспитываться в семье;
право на общение с родителями и другими родственниками;
право на защиту своих прав и законных интересов;
право выражать свое мнение;
право на имя, отчество и фамилию.
Гарантии реализации трудовых прав несовершеннолетних закреплены в действующем Трудовом кодексе, которые в большинстве случаев соответствуют основным международным подходам к регулированию труда несовершеннолетних. В частности, такие нормы с учетом положений основных конвенций и рекомендаций Международной организации труда предусматривают:
установление минимального возраста, с которого допускается прием на работу (с 16 лет. С 15 лет – только с письменного согласия одного из родителей);
сокращенная продолжительность рабочего времени (с 15 до 16 лет – 24 часа в неделю; с 16 до 18 лет – 36 часов);
предоставление ежегодного удлиненного трудового отпуска (30 календарных дней);
запрет на привлечение несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни;
утверждение перечня работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних граждан, и т.д.
Также следует отметить и Закон «О гарантиях прав ребенка» (от 7.01.2008 г. №ЗРУ-139), который закрепил гарантии основных детских прав, а также дополнительные гарантии прав социально уязвимых детей, т.е. детей-инвалидов, с недостатками физического и (или) психического развития, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей.
Особое внимание страны уделяют вопросам профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. В Узбекистане, например, действует специальный закон в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних2.
К сожалению, полностью искоренить детскую преступность пока не удалось, поэтому государства создают специальную систему госучреждений, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними, т.е. систему ювенальной юстиции.
В частности, в Узбекистане вопросы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности урегулированы Кодексом об административной ответственности (КоАО). Согласно его статье 13 ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних3. Несовершеннолетие относится к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность (п. 5 ст. 31 КоАО).
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних регламентированы Уголовным кодексом (ст.ст. 81-90). Действующая в отношении несовершеннолетних отдельная система более мягких наказаний свидетельствует об особом подходе законодателя к проблеме детской преступности. Такой подход позволяет говорить скорее о реабилитации провинившихся подростков, чем об их наказании.
Особенности расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних регулируются специальной главой Уголовно-процессуального кодекса (ст.ст. 547-564). Так, в деле обязательно участие законного представителя несовершеннолетнего и его защитника, а в ходе допроса несовершеннолетнего обвиняемого могут участвовать педагог или психолог. Наряду с действующими мерами пресечения, несовершеннолетний может быть также отдан под присмотр родителей, опекунов, попечителей или руководителей детского учреждения, если он там воспитывается.
Однако на сфере судебного производства, по всей видимости, сказывается отсутствие специализированных ювенальных судов. Пленум Верховного суда отметил, что при рассмотрении дел этой категории судами «не всегда уделяется должное внимание выяснению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, не принимаются предусмотренные законом меры, направленные на их устранение.
В судебной практике имеют место случаи неправильной квалификации преступных деяний, поверхностная оценка собранных по делу доказательств, несоблюдение принципов индивидуализации наказания и назначение его без учета обстоятельств совершенного преступления, возраста, семейного положения, состояния здоровья, трудоспособности, образа жизни виновного лица»4.
Ювенальные суды в виде самостоятельного элемента государственной судебной системы или специального состава суда общей юрисдикции действуют сегодня во многих странах. Как показывает зарубежная практика, специализация таких судов – их основное преимущество, позволяет избежать формального подхода к разрешению дел особой категории. Специальные суды могут больше времени и внимания уделить личностным, психическим и психологическим особенностям обвиняемых, причинам антисоциального поведения детей.
Как видно, в республике сформирована достаточная нормативная база в сфере защиты прав несовершеннолетних. Надеемся, что работа в данном направлении продолжится, и среди прочих будут решаться также проблемные вопросы, затронутые в этой статье.
Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.
Публикации по теме:
О правах ребенка надо помнить не только в Международный день
1 Принята 20.11.1989 г. Резолюцией 44/25 Генассамблеи ООН и вступила в силу 2.09.1990 г.
2 Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 29.09.2010 г. №ЗРУ-263.
3 Утверждено постановлением Кабинета Министров от 17.01.2011г. №11.
4 Постановление Пленума Верховного суда от 15.09.2000 г. №21 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».