Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКогда можно не относить на себестоимость продукции амортизацию производственных ОС Почему налоговое ведомство так избирательно признает налоговые льготы Что делать работодателю, если работника привлекают к уголовной ответственности

E-commerce: что это такое и как туда попасть

24.11.2022

Читать на узбекском языке

29 сентября 2022 года Президент подписал Закон «Об электронной коммерции», который вступает в силу 31 декабря 2022 года. К этой дате другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с этим законом. В первой статье цикла Музаффар Аъзамов, председатель Ассоциации электронной коммерции Узбекистана, основатель mato.uz о том, что такое электронная коммерция и какие проблемы есть в отрасли.

 

Электронная коммерция – это купля-продажа товаров (работ, услуг) в соответствии с договором, заключенным через электронную торговую площадку с использованием информационных систем в рамках предпринимательской деятельности (Закон от 29.09.2022 г. №ЗРУ-792).

 

Ключевых отличий  электронной коммерции от обычной, скажем так, классической, всего три. 

 

Первое – сделки заключаются дистанционно. 

 

Второе – для закрытия онлайн-сделки понадобится существенно больше времени, чем при обычной. 

 

Третье, и на мой взгляд самое существенное, – наибольшего эффекта от онлайн-продаж достигает тот бизнес, который работает или абсолютно «в черную», то есть без постановки на учет в налоговых органах, инкассирования средств т.д., или «в белую», то есть легально, с соблюдением требований законодательства. Так устроена и работает электронная коммерция и в этом ее отличие от классической торговли, которая может одну сделку оформить, как положено, а другую не оформлять.

 

Для сведения: более 50% продавцов на международных маркетплейсах являются представителями малого и среднего бизнеса, и, разумеется, с этих продаж уплачивают все налоги.

 

По нашему законодательству участники электронной коммерции – это юридические или физические лица, участвующие в электронной коммерции в качестве продавца товаров (оптом или в розницу), поставщика услуг или исполнителя работ, и юридические или физические лица, участвующие в электронной коммерции в качестве покупателя, потребителя товаров, работ, услуг (ст. 8 ЗРУ-792).

 

Самозанятые тоже могут стать участниками электронной коммерции, если занимаются только розничной продажей товаров, работ, услуг на электронной торговой площадке.

 

На данный момент в Национальном реестре e-tijorat.uz зарегистрировано 221 предприятие, но эта ничтожно малая часть тех, кто занимается электронной коммерцией. То, что бизнесмены не регистрируются в реестре, есть объективная причина – нет нормативно-правового акта, позволяющего быстро, легко и понятно определить, занимается ли конкретный субъект предпринимательства электронной торговлей, какие обороты проходят, какие товары, работы или услуги реализует.

 

Ранее пунктом 8 Постановления Президента №ПП-3724 от 14.05.2018 г. было  предписано ведение Национального реестра субъектов электронной коммерции. В него включались субъекты, у которых доходы от реализации товаров (услуг) посредством электронной коммерции составляют не менее 80% от их общего объема реализации. Участники, включенные в Национальной реестр, являлись плательщиками единого налогового платежа по ставке 2%, вместо 4%. 

 

Затем это норма была отменена, но взамен в Налоговом кодексе появилась другая норма, согласно которой налогоплательщики, осуществляющие электронную торговлю уплачивают налог на прибыль по ставке в 7,5%, вместо обычных 15% (статья 337), и единый налоговый платеж по ставке в 2%, вместо 4% (статья 467).

 

Однако многие предприятия не регистрируются в этом реестре и не пользуются указанными нормами Налогового кодекса, так как нет НПА, опираясь на который в ходе налоговой проверки можно было бы доказать, что предприятие в отчетный период занималось электронной торговлей. Если предприниматель не сможет доказать обоснованность применения нормы, понижающей ставку налога, в ходе налоговой проверки, то он обязан будет выплатить всю сумму, а также начисленные штрафы и пени, что ставит под угрозу возможность функционирования бизнеса в целом. 

 

В итоге можно очертить проблему №1 отрасли и ее решение. Необходимо разработать нормативно-правовой акт, позволяющий легко, быстро и просто определить, является ли конкретное предприятие участником электронной коммерции, вести налоговый и статистический учет оборотов предприятий, занимающихся электронной коммерцией.

 

Этот документ должен определить методы, с помощью которых можно получить достоверные и актуальные, а не оценочные, данные о:

  • численности субъектов предпринимательства, занимающихся электронной коммерцией;
  • объемах товаров, услуг и работ, реализованных ими за отчетный период;
  • объемах наличных и безналичных средств, принятых участниками электронной коммерции; 
  • объемах налогов  и сборов, уплаченных участниками электронной коммерции.

 

Продолжение следует…