считают Нурбек РИЗАЕВ, проректор по административным вопросам и Хавахон Рахимова, доцент кафедры «Банковское дело» Банковско-финансовой академии.
Сама история электронной коммерции (далее – ЭК) насчитывает всего около двух десятилетий, а ее первые системы и методы обязаны появлению технологий автоматизации продажи авиабилетов, банковских операций, построению автоматизированных систем управления ресурсами предприятий.
ЭК – это предпринимательская деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными, обеспечивающая возможность осуществления покупок, продаж, сервисного обслуживания, проведения маркетинговых мероприятий путем использования компьютерных сетей.
В мировой практике сложились 6 моделей ЭК. Они развиваются в разных секторах экономики, в разных странах с различной скоростью. Следует отметить, что модель «B2C» – «Бизнес-потребитель» относится к сфере розничной торговли, которая весьма эффективно развивается в экономике многих стран.
Лидеры в области ЭК – Великобритания, Германия и США. Между тем, особый интерес для нас может иметь опыт Китая, где темпы развития электронной торговли и её уровень превышают показатели развитых стран.
История развития ЭК Китая показывает, что она проходит эволюцию гораздо быстрее, чем в развитых странах. То, что США и Великобритания прошли за 15-20 лет, Китай смог за 5-10.
Можно выделить следующие особенности и факторы, которые определили быстрый темп роста ЭК в Китае:
- около 90% китайской электронной розничной торговли осуществляется на специально созданных электронных рынках, спонсируемых за счёт электронной рекламы. Например, в США и Европе 70% рынка состоит из интернет-магазинов, расположенных на своих собственных веб-сайтах;
- ЭК, как и другие сферы экономики, развивается по чётко утверждённым правительственным программам. В частности, Министерство промышленности и информатизации и Министерство коммерции Китая разработали «Программу развития интернет-бизнеса в период «12-й пятилетки». Согласно ей Китай к 2015 г. должен был удвоить объем сделок в рамках электронной торговли и вывести его на отметку около 2,9 трлн долл., свыше 60% средних и малых предприятий страны обязаны были стать постоянными участниками интернет-бизнеса.
Электронная коммерция в Узбекистане
Отметим, что развитие электронных рынков в Узбекистане находится на начальном этапе своего развития, что требует ухода от стереотипности и дальнейшего изучения зарубежного опыта и на базе этого проведения практических преобразований.
Для развития электронных рынков со стороны Правительства страны уже принят ряд нормативных документов1. То есть для их эффективного регулирования есть соответствующая нормативная база.
В 2010 году в республике было зарегистрировано ООО «E-Services House» для содействия развитию системы электронных платежей, предоставляющее свои услуги в Интернете под торговой маркой «WebSum»2.
В соответствии с Постановлением руководителя страны «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса»3 для увеличения объёма оборота электронных рынков разработана система электронной торговли для естественных монополий, унитарных госпредприятий. Для ее дальнейшего совершенствования принято Постановление Президента «Об оптимизации системы электронных закупок и расширении доступа к ним субъектов предпринимательства»4.
Важно отметить, что совершенствование электронной площадки Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ) дает свои позитивные результаты. В 2015 году на всех торговых платформах УзРТСБ было совершено 689 тыс. сделок, против 592,8 тыс. в 2014 году, на 8 837,9 млрд сумов. При этом был достигнут рост стоимостных показателей по выставочно-ярмарочным торгам на 8% и госзакупкам, включая закупки в новой торговой системе «Электронный каталог», на 15,6%.
Эти данные свидетельствуют об эффективном развитии в стране моделей «G2B» и «В2В», но другие модели ЭК положительных результатов ещё не достигли, и это говорит о нашем отставании в этом направлении.
Анализ состояния торговли в Узбекистане и перевода бизнеса на «электронные рельсы» показывает, что есть сдерживающие факторы, такие как:
- психологический барьер у покупателя и продавца при передаче важных данных, например, о кредитной карточке и др.;
- низкий уровень криптографических продуктов для защиты системы;
- отсутствие хороших специалистов, начиная от консультантов электронной торговли, организаторов, программистов, кончая пользователями данной системы;
- риски нормативного, финансового, мошеннического, хакерского характеров в электронной торговле;
- недостаточность юридических знаний потребителей данной системы о ее правовой гарантированности.
Для активизации ЭК в национальной экономике следует обратить внимание на следующие аспекты:
- необходима привлекательная реклама, доступная, динамичная, интерактивная, притягательная;
- обеспечение благоприятных условий для расширения круга пользователей Интернета в Узбекистане и укрепления юридического статуса «Websum»а;
- расширение демонстрации товаров или услуг в Интернете, с использованием всевозможных инструментов: видеороликов, звука, трехмерных образов и анимации;
- внедрение в ЭК надёжной и безопасной платёжной системы;
- установление прямого контакта между продавцами и покупателями. В систему продавца ввести функции послепродажной поддержки, помощи клиенту при оформлении и совершении покупки. В случае возникновения у покупателя жалоб - немедленное реагирование на неё.
Для повышения доверия потребителей в системе ЭК важно:
- постоянно изучать конъюнктуру, предпочтения и вкусы клиентов;
- увеличить гарантии покупателей и свести их риски до минимума;
- эффективнее использовать экономические рычаги, предоставлять скидки, различные бонусы;
- публиковать более подробную информацию о продавце, включая историю, нормативную основу и принципы ведения бизнеса, торговую марку, сертификаты, некоторую информацию о сотрудниках, отклики покупателей о товаре или услуге и др.
Решения проблем, сдерживающих развитие ЭК, определены в Концепции развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016–2018 годов, в Комплексе мероприятий по ее реализации5. И есть надежда, что в ближайшее время этот документ даст свои результаты и станет эффективным инструментом для увеличения дохода субъектов рынка.
Важно отметить, что документ расширит существующие границы виртуальных отношений субъектов рынка, и это повлечёт за собой изменения процессов и механизмов их регулирования. В первую очередь встанет вопрос эффективного циркулирования электронных денег по коммуникационным системам (Интернету и другим специализированным электронным системам) между участниками торгового процесса.
С нашей стороны рекомендуется принять новый Закон «Об электронных денежных обращениях», который даст чёткие юридические определения электронных, цифровых денег и вместе с этим усилит их юридический статус. Кроме того, требуется специальная нормативная почва для регулирования деятельности информационных посредников в системе ЭК.
Ну и наконец, для ускорения развёртывания систем ЭК в Узбекистане целесообразно эффективно использовать налоговые рычаги, в частности, стимулировать электронные торги за счёт снижения налоговых ставок против торговых оборотов в традиционных формах.
Беседовал и записал Маъруф Усманов.
Публикации по теме:
Совершенствуются правовые основы электронной коммерции
Электронные платежи: возможности и перспективы
Проекты НПА на Едином портале: документация в электронной коммерции
_________________________________
1 Постановления Кабинета Министров «О мерах по развитию электронной коммерции» от 30.01.2013 г., «Об утверждении положений о Государственном комитете связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан и о Государственной инспекции по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий» от 19.12.2012 г., «О мерах по созданию условий для дальнейшего развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на местах» от 1.02.2012 г., Постановление Правительства «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения платежей при осуществлении электронной коммерции» № 120 от 12.06.2007 г., постановление правления Центробанка «Об утверждении Правил организации платежных систем, использующих сети телекоммуникации общего пользования» от 201.2008 г., Закон «Об электронной коммерции» от 22.05.2015 г.
2 «WebSum» спроектирован во исполнение Указа главы государства от 3 августа 2006 года № ПП-433 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек». Преимущественная сторона «WebSum»а для участников электронного рынка – это возможность покупки товаров и услуг посредством сети Интернет с использованием банковских пластиковых карт зарегистрированных в системе UzCard и Visa Sum в национальной валюте и действующий на всей территории страны.
3 От 7.02.2011 г. № ПП-1475.
4 От 5.04.2013 г. № ПП-1948.
5 Утверждена Постановлением Правительства от 4.12.2015 г. № 353.