Любой предприниматель обязан вести бухучет – эту прописную истину знает каждый, кто решился на собственное дело, будь то ООО или индивидуальный предприниматель.
Организацию бухгалтерского учета и отчетности осуществляет руководитель предприятия, учреждения и организации. По закону* он имеет право осуществлять бухгалтерский учет самостоятельно, нанять бухгалтера или фирму, но в любом случае ответственность за его ведение несет руководитель.
Почему руководитель становится бухгалтером?
Учитывая сложность и необходимость точного ведения бухучета руководитель становится «счетоводом» скорее из-за нехватки средств на содержание хорошего специалиста. Мы не исключаем, что он может быть отличным финансистом, но чаще – это все-таки исключение, а не правило. Если директор все-таки берется самостоятельно вести бухгалтерию, такое положение дел свидетельствует об экономии или отсутствии необходимости в специалисте, ввиду малых объемов, но и они должны быть учтены качественно и в срок.
Поэтому принимая решение самостоятельно вести бухгалтерию, руководитель должен знать ее принципы и что от него требуется. Независимо от того, знает ли он бухгалтерию или нет, предусмотрено, что его обязанность - обеспечивать разработку системы внутреннего учета и отчетности, осуществлять контроль хозяйственных операций, вести полный и достоверный бухгалтерский учет, обеспечивать сохранность учетных документов, подготовку финансового отчета для внешних пользователей, подготовку налоговых отчетов и других финансовых документов, а также своевременность расчетов.
Что выбрать и куда идти?
На рынке не редки случаи, когда руководители, далекие от бухгалтерии, по документам ведут бухгалтерский учет сами, а на практике работу выполняет бухгалтер-пенсионер, или начинающий специалист, который с учетом знаком скорее по книгам, чем на практике.
Все эти варианты, конечно, решение проблемы, но не оптимальное. Изменения в законодательстве, в том числе в льготах для микрофирм и малых предприятий, предполагают наличие практики ведения бухучета «в настоящее время», а не в далеком прошлом. И хорошо если пенсионер с такой нагрузкой справится. Но если был длительный перерыв, полноценно вести бухгалтерию такой специалист не сможет, как минимум пока не изучит изменения в законодательстве в отношении деятельности предприятия, в котором работает.
У молодого специалиста ограниченный опыт или нет его вообще. Поэтому если вы решите довериться начинающему специалисту, готовьтесь его проверять, а еще лучше проводить регулярный аудит. В противном случае, при проверках, которые должны проводиться в отношении хозяйствующих субъектов, вам придется быть готовыми к штрафам. В ИПС «Проверки от А до Я», есть множество примеров того, какие бывают проверки и «горячие» ситуации в этот период. И напомним, что незнание законов от ответственности не освобождает.
Опытный счетовод, который ведет пять, а может и больше фирм – тоже человек, и распределять время ему сложно, особенно в период «горячей поры» отчетов. Часто такие специалисты работают и ночью, а это - переутомление и риск допустить ошибку. При этом помните, что его ошибка в документах – ошибка руководителя. Так что и в этом случае рекомендуется рассматривать кандидатов более пристрастно.
Учитывая все риски, отметим, что в любом случае руководитель должен знать бухучет, хотя бы его азы. Если времени на очное посещение курсов нет, можно пройти дистанционные, например курсы «Бухучет для руководителя». После них вести полноценную бухгалтерию крупного акционерного общества вряд ли возможно, но вести учет индивидуального предпринимателя или микрофирмы вполне по силам.
Как повысить эффективность учета?
Прежде всего, выбирая самостоятельный учет, следует читать специализированную литературу и пользоваться программным обеспечением, например, специальной бухгалтерской программой. Но ее настройка обходится дорого, а самостоятельно скачать ее и «взломать» – еще и незаконно. К тому же такие программы изначально разработаны с учетом российских законов и налоговой политики. Поэтому лучше обратить внимание на программное обеспечение местного производства, где и налоги указаны местные и настройку произведут дешевле, да и к сервис-менеджерам, в случае чего, обратиться проще и дешевле.
Стоит чаще посещать деловые мероприятия, например семинары, организованные специалистами для разъяснения тех или иных норм и положений. А также семинары, организуемые госорганами, где можно найти единомышленников, узнать, куда стоит обращаться при возникновении тех или иных вопросов, почерпнуть что-то новое для ведения бизнеса, заявить о своих проблемах и рассказать о потребностях.
Также обратите внимание на специализированные сайты и прессу, которые публикуют методики расчета тех или иных налогов, типовые бланки, договоры и другую полезную информацию. Таких ресурсов не очень много, но они есть. Главное в деле оптимизации – все учесть правильно, иначе получится что «скупой платит дважды», но и повышенную щедрость никто не оценит. Поэтому в бухгалтерии так важен «баланс». О том, что именно следует знать предпринимателю о малом бизнесе и микрофирмах, вы можете посмотреть здесь.
Ольга Кирьякова, наш корр.
* Статья 7. Организация бухгалтерского учета Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» №279-I от 30.08.1996 г.
Публикации по теме:
Шеф – бухгалтер: наказание или подарок судьбы?
Бухгалтерский аутсорсинг: что почем?
Комментарии (4)
Добавить комментарийГость_777 :
Какая интересная реклама. Спасибо.
Гость_Ольга Кирьякова :
Скорее в поддержку руководителей и бухгалтеров. Если у вас есть дополнительные рекомендации, которые можно предложить руководителям, решившимся вести бухгалтерию самостоятельно - пишите, будет интересно.
Гость_Данохон :
Очень хочется научиться бухгалтерскому делу как это сделать?
Гость_Ольга Кирьякова :
Здравствуйте, Данохон.
Обучиться бухгалтерскому делу вы можете на курсах, организованных в "Норме", в том числе и дистанционно (buhshkola.uz). Свяжитесь со специалистами нашего учебного центра (283-46-05) и они расскажут как и на каких условиях вы можете пройти обучение.
Имеется возможность пройти курс обучения по программе CAP/CIPA.