Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКакие налоговые последствия влекут закуп и перевозка товара за пределами Узбекистана Как оформить закуп сельхозпродукции общепиту, если в общем объеме реализации – менее 90% собственной продукции Когда можно применить нулевую ставку НДС

Госактивы начнут выставлять на продажу с июля

16.03.2020

На «круглом столе» 13 марта с участием представителей госструктур, международных финансовых институтов, подвели итоги анализа мнений по проектам нескольких правовых документов, направленных на сокращение присутствия государства в экономике, а также Стратегии владения, управления и реформирования предприятий с государственным участием на 2020–2025 годы.

 

Впервые за долгие годы приватизационных процессов в Узбекистане установлены конкретные критерии участия государства в экономике, в основе которых определяется, какие предприятия нужно приватизировать, а какие – оставить в государственном владении.

 

Проблемы предприятий с госактивами

 

По данным Агентства по управлению госактивами, в настоящее время количество предприятий с государственным участием (ПГУ) составляет 2 965, номинальная стоимость государственных долей равна 111,4 трлн сумов, их доля в ВВП – 55%. При этом они трудоустраивают всего лишь 6% от общего числа официально занятых на рынке труда. По итогам 2019 года 9% или 262 ПГУ получили убыток в 4,1 трлн сумов, а у закончивших с прибылью показатели эффективности низкие. Например, ROE (return on equity) составило 6,4%, ROA (return on assets) – 1,6%. Налоговыми и таможенными льготами пользуются 900 госкомпаний (30%).

 

ПГУ имеют около 2 тыс. низовых предприятий и непрофильных активов («Кизилкумцемент» – детский оздоровительный комплекс, «Узметкомбинат» – рыбное хозяйство и др.). Государственные унитарные предприятия составляют 58% от всех ПГУ. У них есть прямые госзаказы, некоторые осуществляют деятельность без лицензии. В наблюдательных советах всего лишь 3% независимых членов, отсутствуют комитеты и служба комплаенс, не внедрены механизмы оценки деятельности набсоветов. Все это ставит в неравные условия частный сектор, создает перекосы во всех отраслях.

 

Целевые ориентиры

 

Президент страны четко обозначил необходимость инвентаризации около 3 000 госпредприятий и принятия мер по кардинальному сокращению участия государства в частном секторе и сферах, где развивается конкуренция. В рамках этих задач создано 8 рабочих групп под председательством Премьер-министра и его заместителей, которые критически изучили деятельность 2 965 предприятий с госучастием и подготовили предложения.

 

В свою очередь, Агентство по управлению госактивами разработало и представило на общественное обсуждение 9 проектов нормативно-правовых актов, направленных на эффективное управление госактивами, кардинальное сокращение участия государства в экономике, внедрение современных методов корпоративного управления. Они предусматривают утверждение самой масштабной в истории страны программы приватизации.

 

Частному бизнесу предложат 1 115 госдолей, например, в сфере нефтегаза – 69, энергетики – 25, химпрома – 8, финансовых организаций – 24, проектные институты – 23, СМИ – 94, рынки и торговые комплексы – 509. Планируется оставить у государства только 554 предприятия, все остальное продать либо упразднить по принципу «объясни или продавай».

 

– В настоящее время разработана стратегия приватизации и другие документы и в апреле они будут внесены для утверждения в Кабинет министров. Затем в июле будет разработан и утвержден график выставления активов на торги, – отметил Тулкин Набиев, заместитель директора Агентства по управлению госактивами.

 

По каждому объекту необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств, затем оценку и экспертизу ее достоверности. Только после этого акции могут быть выставлены на продажу на Республиканской фондовой бирже «Ташкент», а доли и недвижимость по решению тендерной комиссии – на публичные тендерные торги.

 

Планируется внедрить современные методы корпоративного управления на предприятиях, которые остаются в распоряжении государства. В частности, вопросы увеличения срока полномочий исполнительного органа и наблюдательного совета компаний с 1 до 3 лет, перехода на МСФО, дальнейшего развития института независимых членов наблюдательного совета. До конца 2020 года будут упразднены ревизионные комиссии. Будут создаваться комитеты по аудиту, по назначениям и вознаграждениям.

 

Ожидается, что реализация этих документов приведет к сокращению госпредприятий на 81%, ГУП – на 96%, проведению IPO в 20 компаниях и увеличению числа независимых членов наблюдательного совета до 20%.

 

Лола Абдуазимова.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_