19 июля в Министерстве занятости и трудовых отношений состоялось обсуждение концепции проекта Закона Республики Узбекистан «О государственной службе».
Закон призван урегулировать правовой статус государственных служащих, основные принципы организации и деятельности системы государственной службы, формирования кадрового состава государственных служащих, вопросы конкурсного найма, прохождения, оценки деятельности, увольнения из службы, механизмы материального и нематериального поощрения добросовестной службы, включая социальное и пенсионное обеспечения государственных служащих, а также вопросы служебной этики и противодействия коррупции.
Актуальность разработки законопроекта подчеркивается тем, что он коснется служащих 11 министерств, 7 госкомитетов, 6 агентств, 3 комитетов при Кабинете Министров, 6 Центров, 7 государственных инспекций, также органов государственной власти на местах.
Власть, основанная на заслугах
В разрабатываемом Законе будет внедрено понятие меритократия. Термин означает принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
Принципы меритократии предполагают создание изначально благоприятных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
Оценивать результаты по ключевым показателям эффективности
Другой аспект, на котором был сделан акцент в ходе обсуждения – использование при оценке деятельности госслужащих KPI (ключевые показатели эффективности). Они должны связывать результаты работы госслужащего с оказанием им государственных услуг.
Ключевые показатели эффективности в управлении персоналом государственных структур - один из передовых инструментов управления, активно используемый во всем мире. Успешная реализация государственной стратегии развития вряд ли возможна без повышения эффективности управления на всех уровнях государственной власти. В связи с этим важнейшей задачей является создание системы сбалансированных показателей эффективности деятельности как министерств и ведомств в целом, так и конкретных чиновников (персональных критериев успеха).
Категории и классы государственных чиновников
Проектом предлагается установить 4 базовые категории должностей и не менее 6 классов по должностям госслужащих, в увязке с размерами доплат к должностному окладу.
Ожидается, что внедрение этого механизма позволит не только качественно обновить кадровый потенциал, но и создаст здоровую конкурентную среду, а также в разы повысит открытость и отчетность деятельности органов власти.
Также проектом предусмотрено создание Уполномоченного органа управления государственной службы при Президенте Республики Узбекистан.
***
Законопроект «О государственной службе» разрабатывается в рамках исполнения пятилетней Стратегии развития с учетом мировой практики. В частности, экспертами был изучен опыт стран СНГ, Сингапура, Японии, Республики Корея и Европы, где Закон «О государственной службе» является одним из основных документов госуправления.
Как отмечает Минтруд, для претворения Закона в реальность будут реализованы порядка 10 подзаконных актов. Это:
- Положение об Уполномоченном государственном органе по делам государственной службы.
- Реестр должностей государственных служащих.
- Положение о конкурсном отборе государственных служащих.
- Положение о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
- Положение о формировании кадрового резерва государственных служащих.
- Положение об оценке деятельности государственных служащих.
- Положение об отнесении государственных должностей к категориям и группам по оплате труда и другие.