На состоявшемся 26 августа 2020 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели 4 законопроекта.
Обсужден законопроект «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве».
За последние годы принят ряд законов и нормативно-правовых актов по развитию сферы. Однако в них не полностью раскрыты некоторые вопросы. Так, по действующему законодательству земельные участки предоставляются для ведения дехканского хозяйства на праве владения пожизненного наследования. Из-за неясности в юридических понятиях на этих землях самовольно строят жилые дома и другие постройки. При этом выполнение обязательств – сохранение земель, повышение их плодородия и соблюдение агротехнических требований – оказались на втором плане.
По мнению депутатов, деятельность дехканских хозяйств недостаточно регламентирована, порядок учета земель до сих пор не установлен.
В проекте закона сделан серьезный подход к этим вопросам. Он предусматривает:
- выделение земельных участков в аренду вместо права владения и пожизненного наследования;
- срок аренды садоводству и виноградарству – 50 лет, овощеводству и бахчеводству – 30 лет;
- определение минимальной и увеличение максимальной площади (с 0,06 га до 1 га), выделяемой дехканским хозяйствам в аренду;
- также устанавливается, что доход хозяйства не является налоговой базой.
Документ принят в первом чтении.
Законопроект «Об аудиторской деятельности» в новой редакции, обсужденный во втором чтении, возвращен на доработку.
Действующий закон принят в 2000 году, некоторые его положения не имеют прямого действия. Аудиторская деятельность регулируется рядом НПА, что усложняет регулирование сферы.
Цель законопроекта – создание эффективного организационно-правового механизма регулирования аудита на основе международных принципов, упрощение процедуры предоставления госуслуг по лицензированию аудиторской деятельности. По мнению депутатов, после доработки раскрыты не все вопросы этой сферы.
На заседании принят в первом чтении проект закона «О личном подсобном хозяйстве».
В действующем законодательстве предусмотрена ответственность за неосуществление физлицами посевов сельхозкультур или благоустройства на приусадебной части земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома. Однако в законодательстве отсутствует понятие личного подсобного хозяйства и не установлены нормы его ведения.
Эти вопросы охвачены в законопроекте, разработанном для реализации постановления Президента «О дополнительных мерах по обеспечению продовольственной безопасности, рациональному использованию имеющихся ресурсов и государственной поддержке сельского хозяйства в период коронавирусной пандемии» от 1 мая 2020 года № ПП-4700.
Проектом определяются права и обязанности владельцев личных подсобных хозяйств и членов их семей при использовании приусадебных земельных участков. Раскрываются задачи и роль уполномоченных госорганов и ННО в этой сфере.
В законопроекте предусмотрено:
- создание условий для свободной продажи продукции, выращенной или переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, на рынках, в торговых точках, самостоятельно или через представителей;
- сотрудничество с плодоовощеводческими кластерами;
- также устанавливаются правила, облегчающие членство в плодоовощеводческих кооперативах.
В третьем чтении принят законопроект «Об утверждении Градостроительного кодекса Республики Узбекистан» в новой редакции.
После обсуждения законопроекта во втором чтении ответственный комитет доработал статьи Кодекса, а именно градостроительные нормы и правила, обязанности юридических и физических лиц при осуществлении градостроительной деятельности.
Одним из важных нововведений является введение общественного контроля за разработкой генеральных планов населенных пунктов. Теперь граждане могут сами участвовать в утверждении плана города или села, где они проживают.
Принятие новой редакции кодекса также создаст новую правовую основу для определения границ городов, устранения бюрократических преград в этом направлении.