Каждый бухгалтер не оставляет без внимания изменения в законодательстве. От них зависит грамотная работа специалиста учета. Меняются налоговые ставки, принимаются новые нормативно-правовые акты, связанные с ведением бухгалтерского учета, вносятся изменения в существующие. И даже если серьезных перемен практически нет, любому грамотному счетоводу стоит быть в курсе всех новшеств, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Поэтому навык «отслеживания» − один из обязательных для бухгалтера. Несомненно, каждый выбирает для себя самый оптимальный способ, позволяющий идти в ногу со временем. Какие источники используют работники бухгалтерии для того, чтобы держать руку на пульсе действующего законодательства?
Специализированная литература
Тексты законодательных актов Узбекистана и зарубежных стран, юридическая и другая литература, комментарии, учебники, сборники, журналы и газеты − один из самых распространенных и привычных видов получения необходимой информации. Выделим следующие источники:
- «Вестник Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «Сборник законодательных актов Республики Узбекистан», «Сборник постановлений Правительства Республики Узбекистан», «Сборник международных договоров Республики Узбекистан»;
- «Налоговые и Таможенные Вести», «Норма», «Народное Слово», «Правда Востока», а также журналы «Хукук ва бурч», «Uzbekistan today», «Uzbekistan & Central Asia», «Жамият ва бошкарув», «Фукаролик жамияти», «Экономическое обозрение».
Специализированные книги. В нашей стране есть издательства, выпускающие литературу правового характера. Наиболее известные – «Узбекистан» и «Норма».
Плюсы: возможность ведения архива; удобство в использовании. Фактически редакция сама выполняет всю функцию, отслеживая и публикуя те или иные изменения в законодательстве.
Минусы: отсутствие интерактивности ресурса; ограниченный охват пользователей; требуемая подписка и/или покупка источника.
Н. ЯЦКИХ, главный бухгалтер ООО «Curatio Pharm»:
− Всю необходимую информацию в сфере законодательства, в том числе о нововведениях, узнаем на страницах газет «НТВ» и «Норма». В совокупности эти источники дают достаточно информации для работы.
Профильные сайты
Быстрый способ быть в курсе. Работа с сайтами позволяет отслеживать необходимую информацию с высокой частотой периодичности: не только ежедневно, но и ежечасно. Отлично заменяет печатные издания, ввиду своих функциональных возможностей дает возможность пользоваться большим количеством информации.
Самые популярные сайты Узнета в этой сфере:
- norma.uz;
- lex.uz;
- fmc.uz;
- gazeta.uz;
- podrobno.uz;
- minjust.uz;
- uzlawyer.com.
Плюсы: возможность получать информацию в большом объеме за маленький период времени, а также генерировать контент; отсутствие рутинных действий, таких, как осуществление подписки; доступ 24 часа в сутки в любой точке мира; более привычный способ получения информации для представителей молодого поколения и тех, кто стремится идти в ногу с техническим прогрессом.
Минусы: наличие компьютера (мобильного телефона, планшета), Интернета, специальных навыков для работы; для представителей более взрослого поколения ввиду непривычности значительно уступает печатным изданиям.
К. КИНЧУК, главный бухгалтер OOO «UN-LID TRANS»:
− Новости об изменениях в законодательстве получаю в Узнете, на сайте norma.uz. Здесь можно найти все, касающееся тех или иных нормативно-правовых актов. Он очень удобен и для поиска документов. К примеру, помню, когда я не знал, как высчитывается ЕНП, именно этот сайт дал мне все ответы, да еще с примерами. Нередко выручает поисковик Google − отличный помощник в поиске необходимой информации.
Консультации с компетентными органами
Речь идет прежде всего о Минфине, Налоговом комитете, аудиторских компаниях, консалтинговых конторах и других экспертах в правовой сфере. Проверенный способ получить нужную, а главное − актуальную информацию.
Плюсы: гарантия получения информации; ответственный и индивидуальный подход.
Минусы: немалые затраты времени.
М. ГАЗИЕВА, главный бухгалтер ЧП «Искандеров А. А.»:
− Наша компания нередко прибегает к помощи аудиторских компаний. От них и узнаем почти всю необходимую нам информацию. Нередко обращаемся и в ГНИ. Зачастую нужный ответ в сфере налогообложения мы находим там. Также радует служба «Norm»ы «Мы отвечаем!». Ее эксперты всегда помогают, с учетом индивидуального подхода.
Электронные программы
Различные электронные справочники, системы, призванные максимально автоматизировать работу специалиста. Наиболее быстрый и современный способ получения информации.
Среди них выделим такие инструменты, как
- информацинно-поисковая система «Norma», собравшая в себе НПА Узбекистана, базы данных по всем областям общественных отношений, справочно-методические системы, электронные версии НТВ и многое другое.
- бухгалтерские программы 1С и 1UZ, автоматизирующие работу бухгалтера и кадровика. Обновления дают возможность быть в курсе изменений в сфере законодательства.
- «Газета-онлайн» − новое детище «Norm» ы, позволяющее пользователям получать немалый объем справочных, методических, разъяснительных материалов, публикующихся на портале norma.uz, а также отслеживать дискуссии и комментарии.
Плюсы: быстрый и удобный способ получения нужной информации без доступа к Интернету (как правило), отличные помощники в любое время и в любом месте.
Минусы: необходимость определенных материальных затрат.
Аутсорсинг бухгалтерии
Очень эффективный метод, позволяющий получить нужные ответы в любой период деятельности предприятия.
Плюсы: возможность одновременного получения услуг от аудитора, налогового консультанта, юриста.
Минусы: высокая стоимость услуг; риск передачи данных своей компании «посторонним» лицам. Несоответствие поставленным целям, так как зачастую аутсорсинг призван обслуживать компанию в оговоренных заранее рамках, а посему служить источником постоянно изменяющегося законодательство может не всегда.
Внутренняя аудиторская и юридическая служба компании
Удобный и достаточно быстрый способ получения необходимой информации, имеющий, тем не менее, наименьшую популярность ввиду частого отсутствия в качестве отдельной службы на предприятии.
Плюсы: экономия времени.
Минусы: нечастое наличие подобных служб на предприятиях. Также ввиду Указа Президента от 15.05.2015 г. № УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития», во многих микрофирмах и малых предприятиях, подобные службы сокращаются.
Тематические мероприятия
Специализированные семинары и курсы – отличная возможность получения требуемой информации напрямую от экспертов, а также индивидуальной консультации и совета.
В постоянном режиме проводятся обучающие мероприятия Федерацией Бухгалтеров Узбекистана, Центром профессионального развития «NORMA», ГНК, ТПП и др.
Плюсы: возможность живого общения с экспертами и коллегами − зачастую один из лу
чших способов для поиска ответов на вопросы; широкая целевая аудитория подобных мероприятий: они могут быть полезны предпринимателям, финансистам, экономистам, бухгалтерам, аудиторам, юристам, кадровикам, логистам.
Минусы: зависимость от графика проведения подобных мероприятий и от набора состава группы.
В. ХОН, директор ЧП «ХОН»:
− Узнав, что в Центре профессионального развития «NORMA» проводится семинар на тему таможни, я поспешил записаться, так как у меня было немало вопросов, вызванных внешнеэкономической деятельностью нашей компании. Семинар оказался очень информативным, много полезного вынес для себя и своего бизнеса. Лектор оказалась великолепным консультантом, очень рад знакомству с ней. Совершенно не жалею, что потратил на это полдня.
Специализированные онлайн-инструменты
Вебинары – очень удобный и качественный метод, мало чем отличающийся от стандартных семинаров, с теми же преимуществами и недостатками. Благодаря web-технологиям любой пользователь независимо от его месторасположения может присутствовать на семинарах удаленно. Подобное участие не одностороннее: помимо того, что удаленный участник может видеть и слышать лектора, он имеет возможность задавать ему вопросы.
Плюсы: возможность использования этого инструмента независимо от территориального месторасположения пользователя.
Минусы: отсутствие живого контакта с лектором.
Х. ХАЙДАРОВ, генеральный директор ООО:
− Вебинары − очень актуальный для меня метод, так как большую часть своего времени я провожу у себя в офисе, поэтому данный инструмент – наиболее подходящий и удобный для меня.
Работа бухгалтера вовсе не ограничивается миром активов, пассивов и проводок. Настоящий профессионал должен уметь отслеживать новшества в законодательстве и правильно применять их в ведении бухгалтерского учета. То, каким способом вы будете это делать – следовать ли веяниям научно-технической революции или по старинке, − решать вам. Однако нельзя забывать, что прогресс не стоит на месте, и электронные источники информации, возможно, станут приоритетными среди прочих. Как бы там ни было, главное в этой ситуации − комфорт и достигнутый высокий результат.
Наталья СПИРИДОНОВА, наш корр.
Публикуется на правах рекламы.
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_Татьяна :
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики, воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!