14 апреля состоялась презентация итогов первого национального исследования открытости госорганов. Рейтинг возглавил Государственный налоговый комитет, замыкает же список из 47 министерств и ведомств, Госкомархитектурстрой. Также был запущен веб-сайт Общественного совета по координации и мониторингу деятельности по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления Узбекистана.
Разработкой и внедрением рейтинга занимался Общественный совет по координации и мониторингу деятельности по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления. Напомним, что данная структура была создана Постановлением Кабмина № 320 от 06.11.2015 г. в целях содействия процессам повышения открытости госорганов.
Результаты первого «Индекса открытости» представлены в двух видах:
- сводный рейтинг, состоящий из 47 организаций;
- рейтинг по ведомствам (министерства, комитеты, хокимияты, агентства, центральные учреждения).
На первых позициях рейтинга расположились следующие организации:
- ГНК (97,5 баллов);
- Хокимият Ташкента и Центральный банк (по 96,33);
- Минюст и Госкомконкуренции (по 93,67)
Исследование актуально по состоянию на 1 января 2017 года.
Как отметил Ильхом Абдуллаев, председатель Общественного совета, на сбор и обработку данных потребовалось порядка 3 месяцев, и это нормальный срок с учетом масштаба проведенной работы. Ведь сбор данных осуществлялся не только в центральных офисах госведомств, расположенных в столице, но и на местах (14 областных хокимиятов). Кроме того, в соответствии с одним из параметров оценки «удовлетворенность» проводился опрос граждан, имевших опыт обращения в оцениваемые госорганы.
Оценка открытости будет осуществляться 2 раза в год. И.Абдуллаев отметил, что делается это в целях наблюдения за динамикой изменений в работе госорганов с учетом структурных преобразований системы управления, которые происходят в стране.
– Как вы знаете, совсем недавно Министерство по делам культуры и спорта было разделено на два отдельных госведомства, также были образованы Госкомитет по туризму и Госкомитет по инвестициям. В представленном сегодня рейтинге эти изменения еще не нашли отражения, поскольку оценка производилась по итогам работы госструктур в 2016 году. В последующих исследованиях это будет учтено, - отметил он.
Кроме того, было отмечено, что на первом этапе проводится оценка открытости только центральных аппаратов госорганов, в дальнейшем в рейтинг войдут и их территориальные управления.
Будет корректироваться и глубина производимых исследований. В качестве примера спикер привел показатели Госкомархитектурстроя, который в первом рейтинге оказался на последнем месте.
– Индекс открытости органов государственной власти и управления является сводным показателем качества реализации норм законодательства об открытости. Эти показатели оцениваются по номинальной шкале: по факту наличия и/или по факту формального соответствия «есть», «частично есть», «нет». При этом по каждому параметру выставляются баллы. В реальности «открытость» Госкомархитектурстроя может не уступать другим госструктурам, но если не были приняты определенные внутриведомственные документы или не проведены мероприятия, являющиеся индикаторами для выведения индекса, то и количество баллов в итоге получилось соответствующем. Результаты первого рейтинга выявили подобные недоработки каждого субъекта исследования, и они сумеют их «подтянуть» к следующему исследованию.
Надо отметить, что веб-портал Ochiqlik.uz, где дважды в год будут публиковаться результаты рейтинга, содержит дополнительные возможности для госструктур. Через персональный кабинет можно будет ознакомиться с детальной «расшифровкой», раскрывающей структуру присвоенного количества баллов. Это позволит выявлять слабые моменты для дальнейшей работы над ними.
Справочно: правовой основой для обеспечения открытости госорганов является 30-ая статья Конституции Республики Узбекистан. Госорганы обязаны предоставить гражданам возможность для ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. Данная конституционная норма нашла свое правовое воплощение в принятии Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» (N ЗРУ-369 от 05.05.2014 г.).
Джанизакова Саида, наш корр.
Комментарии (2)
Добавить комментарийГость_Анвар :
Почитал статью, но так и не понял, в чем заключается "открытость" госорганов
Гость_Саида Джанизакова :
Уважаемый Анвар! Благодарим за внимание к нашим публикациям.
Рейтинг открытости проводился впервые, и как было отмечено, на начальном этапе его цель состояла в приведении в соответствии всех элементов «открытости», которые согласно законодательству должны работать в госорганах. Таким образом, рейтинг показал не столько качество работы по обращениям населения, сколько наличие инструментов для этого (веб-сайты, виртуальные приемные, часы для приема граждан в расписании руководства, наличие пресс-служб, информационные стенды, публикация отчетов и т.д.). Ожидается, что к моменту следующего исследования, госорганы, не имевшие что-либо из вышеперечисленного, «подтянутся». И результаты рейтинговых оценок глубже отразят такой показатель как «удовлетворенность пользователей» от полученных госуслуг в том или ином ведомстве. Проведение первого исследования позволило высветить «белые пятна» в работе целого ряда госведомств, которые должны работать над ними далее.