1 декабря 2020 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Депутаты рассмотрели во втором чтении законопроект «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год».
Согласно предложениям депутатов, в проекте Госбюджета на 2021 год дополнительно будет выделено 100 млрд сумов на оснащение общеобразовательных школ, 32,5 млрд сумов для фонда «Эл-юрт умиди» и 5 млрд сумов – на обновление и пополнение фонда библиотеки в информационно-библиотечных центрах.
На реформу здравоохранения, здоровое питание населения, дальнейшее повышение эффективности медико-профилактической работы, внедрение совершенно новых механизмов в первичной медико-санитарной помощи будет направлено 63,4 млрд сумов, на развитие ходьбы, мини-футбола, велоспорта, бадминтона, стритбола и «Workout» – 104 млрд сумов.
Кроме того, будет направлено 45,8 млрд сумов на ежемесячную зарплату бухгалтеров, работающих в фермерских хозяйствах.
Депутаты внесли предложения по распределению поступлений в следующие годы по акцизному налогу на табачные изделия как по акцизному налогу на алкогольную продукцию в соответствии с долей численности населения регионов республики. Среди предложений – Минфину, ГНК и ГТК провести полную инвентаризацию по пересмотру и отмене действующих налоговых льгот. Законопроект принят депутатами и будет отправлен в Сенат.
В первом чтении депутаты рассмотрели законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием бюджетного процесса».
Законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности, Закон «О государственной власти на местах», Бюджетный кодекс и Закон «О бухгалтерском учете».
В частности, КоАО дополняется нормой, предусматривающей наложение штрафа на должностных лиц в размере 2 БРВ при нарушении порядка обеспечения прозрачности бюджетного процесса. Министерства и ведомства ежеквартально размещают на своих веб-сайтах периодические финансовые отчеты, распределение бюджетных средств, информацию о реализации проектов, осуществляемых за счет капвложений.
Согласно вносимым изменениям в Бюджетный кодекс, внебюджетные средства бюджетных организаций включаются в консолидированный бюджет Узбекистана. Совершенствуется институт бюджетной заявки, который важен при разработке проекта Госбюджета. Дополнительные ограничения накладываются на запрет на финансирование деятельности и (или) параллельное выполнение проектных, строительных и ремонтных работ без проведения конкурсов.
На проведенном заседании депутаты обсудили в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год».
Проект закона предусматривает повышение конкурентоспособности отечественных производителей, устранение имеющихся системных вопросов, дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования.
В частности, законопроектом предусматривается установление ставок акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и НДФЛ, установленные в фиксированном размере, в целях обеспечения прямого действия норм Налогового кодекса.
Предлагается сохранить налоговые ставки по НДС (15/%), налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий – 20%), НДФЛ (12%), налогу на имущество юридических лиц (2%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (хозсубъекты — 12% и бюджетные организации — 25%), налогу с оборота (базовая ставка 4%).
Депутаты рассмотрели во втором чтении законопроект «О государственных закупках».
В законопроекте отражены нормы, направленные на обеспечение открытости и прозрачности в сфере госзакупок, совершенствование процедур за счет создания удобства и широких возможностей для участников государственных закупок.
Проектом сокращаются сроки проведения процедур госзакупок. В частности, определяется время электронных торгов в 1 рабочий день (в действующей редакции – 48 часов), аукциона – минимум 5 дней (в действующей редакции — минимум 10 дней), выбора — минимум 5 дней (сейчас – минимум 30 дней) и тендера — минимум 15 дней (в действующей редакции – не менее 30 дней). Указываются точные сроки размещения госзаказчиками планов-таблиц на специальном информационном портале. Законопроект принят депутатами.