В законодательство включена норма, позволяющая проводить плановые проверки, если организации систематически не платят налоги или иные обязательные платежи. Поэтому возникает ряд вопросов, на некоторые из них мы попытаемся ответить в данном обзоре, а также дадим рекомендации предпринимателям исходя из сформулированных выводов.
Законодательством установлены льготные периоды, в течение которых в отношении новых субъектов предпринимательства не проводятся плановые проверки их деятельности.
Так, финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого бизнеса, а также фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам, включая налоговые, в течение первых 3-х лет с момента их госрегистрации. Если же они занимаются выпуском подакцизной продукции, либо их деятельность связана с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, то этот срок составляет 2 года.
Но с этого года в практику контролирующих органов введено новое правило. Теперь указанные субъекты могут подлежать плановым проверкам также в обозначенные выше периоды. Это может произойти в случае систематической неуплаты ими налогов и других обязательных платежей в течение финансового года.
Этой важной оговоркой дополнен ряд законодательных актов страны. Однако у бизнес-сообщества может возникнуть ряд вопросов, связанных с ее практической реализацией. Далее мы предcтавим на суд читателей свое видение по отдельным аспектам, и начнем с терминологии.
Неуплата или уклонение: в чем разница?
Административным (ст. 174 КоАО) и уголовным (ст. 184 УК) законодательством предусмотрена ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей. Уклонение – это сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, либо действия, которые также совершены с конкретным противоправным умыслом, например, непредставление налоговой отчетности либо иных документов, представление которых является обязательным и т.д.
В этой связи, можно ли поставить знак равенства между понятиями «уклонение от уплаты налогов» и «неуплата налогов»? Полагаем, их нужно различать.
Например, по законам Республики Беларусь в отличие от уголовно наказуемого уклонения от уплаты налогов, обязательным элементом которого является наличие прямого умысла, за их неуплату, в т.ч. совершенную по неосторожности, предусмотрен административный штраф. То есть, если налогоплательщик забыл о своем обязательстве или самонадеянно отложил его на более поздний срок, то состав правонарушения и, как следствие, наказание за это предусмотрено иное нежели, чем за целенаправленное сокрытие или умышленное занижение налоговой базы. В частности, так зарубежный законодатель проводит грань между сравниваемыми понятиями.
Относительно недавно (в 2014 году) схожая норма была отражена и в ст. 175 КоАО Узбекистана.
Рассмотрим два условных примера.
Пример № 1. Продавец стационарной торговой точки, не используя контрольно – кассовую машину с фискальной памятью, не выдавая чеки покупателям, скрывал наличную денежную выручку. Это значит, в текущем налоговом периоде была сокрыта часть прибыли (дохода) предприятия, с которого не уплачивались соответствующие налоги и другие обязательные платежи.
Пример № 2. Организация направила банку платежные поручения об уплате налогов. Однако в связи с недостаточностью денежных средств на ее депозитном счете, связанной с погашением других требований в порядке очередности, поручения не были исполнены. В результате налоговые платежи не поступили в бюджет – обязательство налогоплательщиком не исполнено.
В обеих ситуациях имеет место неуплата налогов, но если в первом случае на лицо незаконные действия, представляющие собой уклонение от уплаты налогов, во втором – состав правонарушения отсутствует.
Кроме того, нужно учитывать, что уклонение от уплаты налогов представляет собой длительное невыполнение обязанностей, т.е. длящееся правонарушение. Если в ходе контрольных мероприятий выяснилось, что организация на протяжении 3-х месяцев скрывала часть получаемых доходов, для привлечения виновных к ответственности исчисляется общая сумма налогов, от которой она уклонилась за весь квартал. Если же после применения взыскания уклонение повторится, то такие действия уже образуют состав повторного правонарушения.
Таким образом, применительно к уклонению от уплаты налогов (как и к любому другому правонарушению), используется квалифицирующий признак повторности. Термин «систематичность» в принципе не употребляется в контексте уклонения от уплаты налогов.
Систематическим, как правило, считается действие совершенное два или более раз в течение определенного периода времени. Поскольку такой период в нашем случае ограничен рамками финансового года, т.е. с 1 января по 31 декабря, полагаем, общее правило применимым в целях трактовки признака систематичности.
Вывод первый. Речь в рассматриваемой статье идет о ситуации, когда налогоплательщик не уплатил налоги или другие обязательные платежи, вне зависимости от причин по которым это произошло или от противоправного умысла. Причем она должна повториться два или более раз в период с 1 января по 31 декабря, чтобы считаться систематической.
В частности, новеллой законодатель дал возможность контролирующим органам выявить субъектов, занимающихся противозаконной деятельностью, корыстно используя период, в течение которого они освобождены от проверок.
Отсутствие каких-либо оговорок относительно случаев, когда неуплата налогов происходит по объективным причинам на законных основаниях (например, в связи с использованием налоговых льгот, предоставлением отсрочки исполнения налогового обязательства, приостановлением юрлицом своей деятельности в установленном порядке, нахождением в процессе ликвидации и др.) предполагает риск для законопослушных предпринимателей оказаться в поле зрения контролирующих органов.
Когда придет проверка?
Разумеется, большинство представителей бизнеса в большей степени интересуют практические аспекты вопроса. Поэтому скажем также, когда придет проверка, и какой период она охватит.
Плановые налоговые проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) субъектов предпринимательства – юридических лиц проводятся в соответствии с планом на текущий год. График на будущий год утверждается Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов до 20 ноября года, предшествующего планируемому.
Однако, по предложениям контролирующих органов в утвержденный план-график проверок могут вноситься дополнения. При этом в таких предложениях обязательно должны указываться факты нарушения налогового законодательства в виде неуплаты или уклонения от уплаты налогов.
Примечание: описанный в материале порядок формирования графиков проверок и внесения дополнений в него актуален на дату написания и соответствует действующей редакции Положения о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства – юридических лиц, проводимых контролирующими органами, а также Положения о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства – юридических лиц, проводимых контролирующими органами. В свете последних изменений в законодательстве, касающихся проверок субъектов предпринимательства, данные положения могут быть изменены.
Теперь о проверяемом периоде. Согласно ст. 91 НК, плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства охватывают только период, последующий за последней плановой проверкой, но не более 5-ти календарных лет, непосредственно предшествовавших году проведения новой проверки.
Учитывая, что в данной публикации мы говорим лишь о вновь созданных субъектах предпринимательства, т.е. зарегистрированных не ранее чем за три года до гипотетической проверки, период который будет проверяться, по всей видимости, будет включать все время с даты регистрации.
Безусловно, при этом обязательно строгое соблюдение регламентированной законодательством процедуры проведения проверок. Ориентироваться в этом вопросе легче, используя программный продукт «Проверки от А до Я».
Вывод второй. Плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности может пройти как в текущем, так и в следующем году, после того, как будет зафиксирована систематическая неуплата налогов или обязательных платежей. При этом будет охватываться весь период деятельности организации с момента ее регистрации.
Резюмируем все сказанное: если вновь созданный субъект предпринимательства в определенный момент не платит налоги или иные обязательные платежи, вне зависимости, является ли этот факт умышленным уклонением от их уплаты, его деятельность подлежит плановым проверкам даже в течение установленного законом льготного периода. Однако неуплата должна носить систематический характер, т.е. повториться два или более раз в период с 1 января по 31 декабря. В данном случае субъект также должен быть включен в план-график проверок в установленном порядке, а сама проверка должна проводиться в полном соответствии с требованиями законодательства.
Итак, чтобы в результате собственной халатности не попасть под действие прокомментированной нормы, мы рекомендуем:
- cвоевременно уплачивать налоги и иные обязательные платежи в полном объеме, тем более не допускать их неоднократной неуплаты в течение одного финансового года (с 1 января по 31 декабря);
- в случае отсутствия средств, достаточных для уплаты налогов, принимать меры по исполнению налогового обязательства иными способами, например получением отсрочки его исполнения, обращением взыскания на дебиторскую задолженность и т.д.
- уведомлять государственные органы, в частности налоговую службу, о наличии оснований, освобождающих организацию от налоговых обязательств (льгота, приостановление деятельности, ликвидация и т.д.) в установленные сроки, имея об этом соответствующее письменное подтверждение.
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт.