Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Как пандемия сказалась на зарплате и НДФЛ

11.08.2020

Снижение экономической активности из-за принятых карантинных мер по сдерживанию пандемии коронавируса сказалось и на доходах граждан, и на поступлениях налогов с них в бюджет. Это следует из обзора по исполнению доходов Государственного бюджета по состоянию на 1 июля, опубликованного Министерством финансов.

 

Ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ проанализировал, что и как сказалось на зарплатах и НДФЛ.

 

НДФЛ по итогам I полугодия вырос – за счет высоких темпов в I квартале


По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), включая уплачиваемый индивидуальными предпринимателями, в I полугодии текущего года поступления составили 7,3 трлн сумов. Это на 1,1 трлн сумов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост составил 17,4%. Если рассмотреть поступления в разрезе кварталов, то просматривается следующая картина (в трлн сумов):

 

 

I квартал 

II квартал 

I полугодие 

2019 г. 

2,7

3,5

6.2

2020 г. 

3,65

3,63

7,28

Рост (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) 

35,2%

3,7%

17,4%

 

Как видим, темпы роста поступления НДФЛ во II квартале резко замедлились. Причина – пандемия коронавирусной инфекции, повлекшая снижение экономической активности. Соответственно, это привело за собой снижение ФОТ у хозяйствующих субъектов, в первую очередь в частном секторе.

 

Если экстраполировать темпы роста ФОТ первого квартала на второй, то поступления составили бы в I полугодии 2020 г. 8,4 трлн сумов. То есть бюджет расчетно недополучил во втором квартале более 1 трлн сумов НДФЛ.

 

Кроме этого, на снижение поступлений НДФЛ повлияло:

1) фиксированные размеры НДФЛ, установленные для индивидуальных предпринимателей. Они с 2020 года были снижены на 25% (прил. № 13 к ЗРУ-589);

2) предоставление льгот и преференций для плательщиков НДФЛ в период пандемии:

  • приостановление начисления фиксированной суммы НДФЛ для ИП, остановивших свою деятельность, на период карантина (п. 5 УП–5978);
  • снижение на 30% фиксированных сумм НДФЛ для ИП, чья деятельность напрямую или косвенно зависит от сферы туризма (п. 7 УП-5969);
  • увеличение размера не облагаемой налогом суммы материальной помощи, выплачиваемой работнику, с 4,22 до 7,5-кратного МРЗП (п. 2 УП-5986);
  • освобождение от налогообложения доходов физических лиц, получаемых в виде материальной выгоды от благотворительных организаций (п. 6 УП-5969);
  • предоставление права физическим лицам на беспроцентную отсрочку по уплате НДФЛ, полученной от сдачи в аренду жилых помещений физическим лицам и нежилых помещений субъектам предпринимательства, деятельность которых приостановлена в период пандемии (п. 1 УП-5986).

 

Необходимо отметить и факторы, которые позволили обеспечить высокие темпы прироста НДФЛ в I квартале и не дать возможности резкому уменьшению поступления во II квартале т. г.:

 

1. Общеэкономические факторы:

  • с начала 2020 года по сравнению с мартом 2019 года цены и тарифы увеличились на 14,5%. Это почти соответствует ставке рефинансирования ЦБ. И увеличивает поступления НДФЛ – темпы роста инфляции в I квартале т. г. почти наполовину съели темпы роста поступления налога;
  • повышение минимальной заработной платы (МРОТ) с 577 170 сумов до 679 330 сумов (рост 17,7%);
  • рост ФОТ в легальном секторе на 30–35% и соответственно НДФЛ в I квартале т. г., которые помогли частично покрыть образовавшиеся потери поступлений НДФЛ во II квартале;
  • снижение ФОТ во II квартале частично было компенсировано выплатами отпускных, в т. ч. в бюджетном секторе.

 

2. Налоговые факторы:

  • в 2020 г. базовая ставка НДФЛ в 12% не изменилась (ст. 381 НК). Это, с одной стороны, не могло повлиять на изменение поступлений НДФЛ. С другой стороны, стабильная низкая ставка налога оказала влияние на рост поступлений налога – за счет продолжающейся легализации доходов населения;
  • снизилась ставка социального налога для государственных предприятий с 25% до 12%. Это позволяет увеличить ФОТ и соответствующую базу для исчисления и поступления НДФЛ (ст. 405 НК);
  • снижение ставки социального налога с 12% до 1% с мая т. г. для субъектов малого предпринимательства и отдельных отраслей экономики. Это также позволяет увеличить ФОТ и соответствующую базу для исчисления и поступления НДФЛ (п. 4 УП-5996). 

 

Средняя зарплата выросла, несмотря на пандемию

 

Вышеуказанные тенденции отразились на уровне заработной платы. Рассмотрим ее динамику (2019–2020 гг., по данным Министерства финансов):

 

Сумма
заработных плат (сумов)
 

Февраль 2019 г. 

Февраль 2020 г. 

Апрель 2020 г. 

Май 2020 г. 

кол-во

доля

кол-во

доля

кол-во

доля

кол-во

доля

1

до 1 млн 

1 973 057

47,6%

1 767 464

41,6%

1 628 194

43,4%

1 772 477

42,6%

2

от 1 млн 
до 2 млн
 

1 121 887

27,1%

1 186 795

27,9%

975 134

26,0%

1 066 449

25,6%

3

от 2 млн 
до 4 млн
 

754 683

18,2%

911 071

21,4%

807 915

21,6%

887 948

21,3%

4

от 4 млн 
до 5,5 млн
 

145 808

3,5%

198 631

4,7%

155 144

4,1%

194 833

4,7%

5

от 5,5 млн 
и выше
 

151 017

3,6%

184 858

4,7%

181 845

4,9%

239 553

5,8%

 

Всего  

4 146 452

 

 

4 248 819

 

3 748 232

 

4 161 260

 

 

ФОТ млрд сумов   (расчетно) 

5 857

8 041

 

 

Анализ таблицы показывает следующее:

  • пандемия отразилась на количестве плательщиков НДФЛ – по всем группам плательщиков произошел спад с 4 248 819 (в феврале 2020 г.) до 3 748 232 (в апреле 2020 г.). Соответственно, это отразилось на поступлении НДФЛ. Правда, уже в мае наблюдается постепенное восстановление количества плательщиков, особенно по плательщикам, имеющим уровни зарплаты от 4 млн сумов и выше (4 и 5 группы);
  • основной прирост поступления НДФЛ обеспечен группами плательщиков с зарплатой свыше 2 млн сумов (начиная с 3 группы в таблице). Положительным является то, что их доля увеличилась с 25,3% (в феврале 2019 г.) до 31,8% (в мае 2020 г.);
  • основная масса плательщиков – с месячной зарплатой до 2 млн сумов (1-2 группы в таблице) уменьшилась с 74,7% (в феврале 2019 г.) до 68,2 (в мае 2020 г.);
  • наблюдается рост (в I кв. т. г.) среднемесячной зарплаты с 1 412,5 тыс. сумов (февраль 2019 г.) до 1 892,5 тыс. сумов (февраль 2020 г.) или рост на 33,9%, т.е. средняя зарплата приближается к 2 млн сумов;
  • при росте ФОТ в феврале 2020 г. в сравнении с февралем 2019 г. на 37% увеличение количества плательщиков в легальном секторе составило только 2,4% (на 102 367);
  • количество плательщиков НДФЛ составило 4 161 260 (в мае 2020 г.) или 13% от общего количества населения (около 34 млн человек) или 29,3% от экономически активного населения (около 15 млн человек);
  • при среднем приросте населения в год около 0,5 млн человек и приросте трудоспособного населения 0,3 млн человек, рост плательщиков НДФЛ в легальном секторе составил всего 0,1 млн человек.

 

Выводы. Анализ результатов уровня зарплат и НДФЛ позволяет сделать следующие выводы:

1) пандемия оказала существенное негативное влияние на количество плательщиков НДФЛ, уровень ФОТ и поступления НДФЛ, особенно в частном секторе;

2) легализация количества плательщиков НДФЛ идет, но невысокими темпами;

3) общий ФОТ и средняя зарплата одного работника увеличиваются, но в основном за счет групп населения со средними и высокими доходами;

4) легализация заработной платы происходит в основном за счет групп, занятых со средними и высокими зарплатами;

5) невысокий уровень количества легальных плательщиков по отношению к экономически активному населению связан также с выездом трудоспособного населения на заработки в другие страны;

6) снижение количества и доли граждан с зарплатой до 1 млн сумов связан:

  • с одной стороны, переходом части населения в более высокие группы по оплате труда – т.е. происходит определенная легализация заработной платы;
  • с другой стороны, возможным уходом в «тень» части граждан. Для них увеличился уровень налогообложения. Многие из этой группы граждан платили раньше НДФЛ по минимальной ставке в 7,5%. Кроме этого, большинство этих граждан работало в малом бизнесе, где раньше платились только ЕНП и ЕСП. Теперь же эти субъекты платят налог с оборота, налог на имущество, земельный налог, а отдельные из них (с оборотом свыше 1 млрд сумов) платят еще и НДС, и налог на прибыль (вместо налога с оборота).

 

Возможные тенденции:

  • с введением ограничений в связи с пандемией коронавируса снижается экономическая активность населения, и соответственно уменьшатся темпы поступления по НДФЛ. Но тенденции показывают постепенное восстановление экономической активности населения;
  • принимаемые решения со стороны правительства в определенной мере сглаживают возникшую ситуацию для населения и соответственно поступления НДФЛ;
  • дальнейшая легализация доходов граждан и поступление НДФЛ возможны с созданием новых рабочих мест, а также за счет внедрения новых форм администрирования НДФЛ на основе IT-систем.

 

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах