Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКакие работы нельзя выполнять по договору аутстаффингаКогда сдаем Отчет по труду (4-mehnat shakli) Конструктор учетной политики на 2025 год: обновлен и готов к работе!

Как регламентировали должностные преступления

03.02.2016

Продолжаем цикл публикаций об изменениях и дополнениях в Уголовный кодекс (УК), внесенных Законом от 20.08.2015 г. № ЗРУ-391. 

 

В законодательстве нашей страны впервые предусмотрены отдельные группы статей о должностных преступлениях работников госорганов и организаций и работников негосударственных коммерческих и иных организаций. Это важный шаг на пути либерализации уголовного законодательства, поскольку ранее должностные лица и служащие субъектов предпринимательства, ННО несли такую же строгую ответственность, как и государственные должностные лица и служащие. Новшества в уголовном законодательстве значительно смягчили ответственность представителей негосударственного сектора.

 

Для реализации нового подхода в диспозициях ряда статей УК1 круг субъектов преступления был сокращен до должностных лиц и служащих госорганов, организаций с государственным участием и органов самоуправления граждан.

 

В свою очередь были введены статьи 1929  «Коммерческий подкуп», 19210 «Подкуп служащего негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации» и 19211 «Злоупотребление должностными лицами негосударственной коммерческой или иной негосударственной организации своими полномочиями», субъектами которых выступают работники негосударственных организаций. При этом для их работников предусмотрены значительно более мягкие меры наказания, чем это было ранее.

 

Мы не будем анализировать составы преступлений, указанных в нововведенных статьях. Они, кроме как специальным субъектом преступления (лицом, несущим ответственность) – должностным лицом либо служащим частного сектора, а также более мягким наказанием, практически не различаются. Вместо этого более подробно остановимся на изменениях, затронувших терминологию и сделавших уголовное законодательство более либеральным.

Определим для начала ту грань, которая пролегает между государственным и частным сектором с точки зрения уголовного права.

 

В госсектор входят госорганы, органы самоуправления граждан и организации с государственным участием. К последним относятся:

 

- коммерческие организации, в уставном фонде которых имеется госдоля (независимо от ее размеров);

 

- некоммерческая организация, полностью или частично созданная или учрежденная госорганом или государственной организацией (степень их участия также не имеет значения).

 

Все остальные организации – это негосударственные организации, а их должностные лица и служащие несут более мягкую ответственность по сравнению с должностными лицами госсектора.

 

Теперь рассмотрим новое определение термина «должностное лицо». Под ним понимается лицо, назначенное или избираемое постоянно или временно либо по специальному полномочию, выполняющее функции представителя власти либо осуществляющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах, органах самоуправления граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и уполномоченное на совершение юридически значимых действий, а равно лицо, осуществляющее указанные функции в международной организации либо в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства.

 

Главное отличие этого определения от существовавшего ранее заключается в исключении из УК понятия «ответственное должностное лицо». Под ним раньше понимались:

 

- представители власти;

 

- лица, постоянно или временно, по выбору или по назначению занимающие на госпредприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей и уполномоченные на совершение юридически значимых действий;

 

- руководители предприятий, учреждений или организаций иных форм собственности, представители общественности, наделенные в установленном порядке властными полномочиями по госуправлению; ‎

 

- лица, занимающие должности, связанные с выполнением указанных в пункте втором обязанностей, в органах самоуправления граждан.

 

Отметим, что этот термин исключен из текста части третьей статьи 156 «Возбуждение национальной, расовой, этнической или религиозной вражды», части второй статьи 205 «Злоупотребление властью или должностными полномочиями», части второй статьи 206 «Превышение власти или должностных полномочий», части третьей статьи 210 «Получение взятки», части третьей статьи 211 «Дача взятки», части третьей статьи 212 «Посредничество во взяточничестве».

 

Дело в том, что ранее в подавляющем большинстве случаев лица, привлекаемые к ответственности по должностным преступлениям, подпадали под определение ответственного должностного лица. То есть при наличии у гражданина даже самых незначительных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий либо права подписывать какие-либо юридически значимые документы он автоматически признавался ответственным должностным лицом и к нему было положено применять самые строгие виды ответственности. В настоящее же время такое отягчающее обстоятельство, как пребывание в статусе ответственного должностного лица исключено, а многие осужденные получили право на переквалификацию их деяний и смягчение назначенного ранее наказания.

 

Помимо этого, в УК впервые дано правовое значение термина «служащий» – лицо, осуществляющее трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора в госоргане, коммерческой, некоммерческой организации, не обладающее признаками должностного лица.

 

Таким образом, можно резюмировать, что:

 

- в настоящее время должностные преступления представителей государственного и частного сектора квалифицируются по разным статьям УК при более мягкой ответственности должностных лиц и служащих частного сектора;

 

- терминология УК претерпела значительные изменения, которые направлены на смягчение ответственности граждан и, прежде всего, предпринимателей.

 

Самир ЛАТЫПОВ,

наш эксперт.

 

Публикации по теме:

 

Собственность предпринимателя под защитой УК



Неправильно проверил бизнес – ответишь по Уголовному кодексу  



Нарушение правил лицензирования уголовно наказуемо  

 

_____________

1 Статьи 205 «Злоупотребление властью или должностными полномочиями», 206 «Превышение власти или должностных полномочий», 207 «Должностная халатность», 208 «Бездействие власти», 209 «Должностной подлог», 210 «Получение взятки», 211 «Дача взятки», 213 «Подкуп служащего государственного органа, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан», 214 «Незаконное получение служащим государственного органа, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан материальных ценностей или имущественной выгоды».


Комментарии (1)

Добавить комментарий
Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.

Гость_Бусыгин Виктор Владимирович :

2021-05-15 05:41:27

Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_