830 пострадавших потребителей по всей республике, общая сумма ущерба составляет более 5,5 млрд сумов. Такова статистика обращений потребителей с жалобами на деятельность некоторых предпринимательских субъектов, занимающихся незаконным извлечением прибыли через предоставление услуг по аренде авто с последующим выкупом или услуг по лизингу.
Подробно о причинах возникновения подобных ситуаций и способах защиты прав потребителей рассказал Элмурот ХАИТМЕТОВ, директор Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан.
– Почему в заключаемых договорах не учитываются права потребителя?
– При заключении договора важно четко представлять, какого вида данный договор – аренда с последующим выкупом либо лизинг. Отсюда вытекают последующие обязательства и ответственности сторон.
Компания должна предоставить потребителю свидетельство о регистрации. Если по требованию потребителя договор нотариально не заверяется, то уверенно можно говорить, что заключаемый договор не является лизингом. Таким же признаком может являться отсутствия договора страхования объекта лизинга.
Необходимо внимательно изучить обязательства и ответственность сторон при заключении договора. Как показывает практика, недобросовестные компании прописывают в договорах только ответственность потребителя, приобретающего автотранспортное средство, что впоследствии приводит к ущербу, чаще всего и к лишению автомобиля.
– Какие виды правонарушений при заключении договоров в сфере аренды автотранспортных средств были выявлены?
– При изучении договоров об авансовом платеже, а также об аренде автотранспортных средств с правом дальнейшего выкупа Агентством по защите прав потребителя установлено несоответствие Закону «О защите прав потребителей» по ряду пунктов:
1. В договорах об авансовом платеже не определена полная стоимость транспортных средств, а также не указан размер стоимости автомобиля, по которому и определен авансовый платеж. В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» потребители имеют право на получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге).
2. Договором об авансовом платеже предусмотрено взимание с потребителей процента от суммы договора для покрытия расходов, связанных со сбором, подготовкой и оформлением документов для получения аренды. Также имеется пункт о взимании для покрытия следующих расходов – дорожный фонд, нотариальные расходы, страхование объекта, расход на регистрацию техпаспорта, счет-справка, банковские расходы, ГАИ (гараж). Эти расходы частично дублируются, что противоречит абзацу второму ст. 21 вышеуказанного закона, в соответствии с которым исполнитель не вправе настаивать на предоставлении дополнительных услуг, а также взимать плату за неоказанные услуги.
3. Вовсе не прописан размер неустойки, которую выплачивает организация за несвоевременное исполнение или неисполнение своих обязанностей, закрепленных ст. 19 вышеуказанного закона.
4. Условия договора таковы, что ставят потребителей в зависимое положение, порой даже от настроения руководителя компании, предоставляющей автомобиль в аренду.
– На что еще нужно обращать внимание потребителям при аренде автотранспорта?
– Обманутые потребители, которые в течение нескольких месяцев не могли добиться справедливости, обратились в Агентство по защите прав потребителей. Зачастую недобросовестные организации используют такой способ, когда заключается договор об авансовом платеже с одной фирмой, а по аренде авто с последующим выкупом – с другой фирмой. При этом и первая, и вторая фирмы принадлежат одному учредителю. Это не только является грубым нарушением закона, но и намного усложняет процесс рассмотрения обращений и восстановление потребительских прав граждан.
Кроме того, были случаи, когда организация не выдает потребителю в срок заявленный автомобиль, либо предоставляет другое автотранспортное средство по заниженной стоимости без перерасчета в пользу плательщика. Также потребителю, который, оплатив первоначальный взнос и на протяжении нескольких месяцев (по договору 120 рабочих дней), ждет обещанный автомобиль, организация предоставляет на выбор 3 других варианта автомобилей большей стоимости, требования которых не прописаны в договоре.
Если первое обращение обманутого потребителя по аренде авто с последующим выкупом поступило еще в январе прошлого года, то на сегодня число потребителей, пострадавших от деятельности недобросовестных предпринимательских субъектов, составляет 830. Агентству удалось защитить права потребителей и вернуть ущерб в размере более 5,5 млрд сумов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Процентная ставка по договорам аренды (лизинга) не может быть ниже ставки рефинансирования установленной ЦБ (по состоянию на февраль т.г. 14% годовых). Это просто не выгодно предпринимателю.
Перед заключением договора тщательно изучите его и посоветуйтесь с независимыми юристами. Требуйте составления договора на том языке, который вам лучше понятен – узбекский или русский.
Полная стоимость транспортного средства должна быть указана в договоре.
Требуйте нотариального заверения договора аренды транспортного средства, если срок аренды превышает 1 месяц, при этом расходы, связанные с этим, должна оплачивать компания, предоставляющая вам транспортное средство.
Поинтересуйтесь об отзывах клиентов той компании, с которой вы планируете заключить договор.
При возникающих вопросах до и после заключения договора обратитесь в Агентство. Уполномоченные сотрудники дадут вам необходимые разъяснения и проконсультируют.
Лола Абдуазимова.
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_20222 :
Здравствуйте,
Спасибо за информацию! К сожалению многие даже не читают договоры аренды.
Было бы хорошо сделать телефон доверия для проверок таких организаций сразу по вызову.
Как либо лицензировать услуги таких аренд фирм, чтоб в условиях договора была прописана и их ответственность.
Тоже самое касается и лизинговых компаний. Где берут предоплату 30-40%, а отсчет оплаты идет со дня подписания договора, а поставка автомобиля от месяца.