Страна продолжает подготовку к внедрению онлайн-ККМ. Внимание приковано к выбору технологии передачи фискальных данных. Не менее важно подумать и о дефиците торгового оборудования, который может возникнуть в процессе перехода на новые технологии, а также возможных путях его преодоления. Подробнее ─ в этой публикации.
Что может произойти?
Представим ситуацию. Государственный налоговый комитет (ГНК) объявил о переходе на онлайн-ККМ.
Такое объявление будет означать, что все предприниматели, работающие с использованием контрольно-кассовых машин, должны будут предпринять меры по обеспечению своих торговых точек оборудованием, соответствующим новым требованиям, которые предъявит ГНК. Следовательно, им будет необходимо либо модернизировать имеющееся контрольно-кассовые машины, либо приобрести новые.
Даже если будет решено остановиться на технологии, предлагаемой проектом постановления Кабинета Министров «О мерах по внедрению и пилотному запуску системы онлайн контрольно-кассовых машин в Республике Узбекистан» (см. обзор), т.е. в качестве ККМ можно будет использовать компьютеры и девайсы, часть предпринимателей все равно продолжит использовать контрольно-кассовые машины. Спрос на новые ККМ будет значительно выше, если примут решение использовать только контрольно-кассовые машины.
Любой из этих сценариев приведет к всплеску потребности в ККМ, поддерживающих онлайн-передачу фискальных данных в установленном формате. Следовательно, нужно заранее продумать, как будет удовлетворен этот спрос. Есть несколько возможных вариантов решения этой задачи.
Первый вариант. Покрыть потребность за счет расширения отечественного производства онлайн-ККМ. Но это практически не осуществимо. Отечественные производители не смогут стабильно получать доход от средств, вложенных в расширение производства. Резкий скачок в потребности на онлайн-ККМ будет кратковременным. Через несколько месяцев спрос на устройства вновь выйдет на объемы, необходимые для замены устройств, вышедших из строя, и оборудования новых торговых точек. Учитывая, что перспективы такого расширения производства не рентабельны, на этот шаг никто не пойдет.
Второй вариант. Можно завести необходимое количество онлайн-ККМ зарубежного производства, и на первый взгляд, нет проблем. Однако это дорогой вариант, который не лучшим образом отразится на развитии предпринимательства и ценах на товары. Вряд ли зарубежный производитель и импортеры будут думать о поддержке отечественных предпринимателей.
Третий вариант. Подойти к решению вопроса комбинированно. Имеющиеся в стране производственные мощности по выпуску контрольно-кассовых машин запустить на полную мощность, а недостающее количество – завезти из-за рубежа. Этот вариант тоже не дешевый. Приобретение нового ККМ может стать весьма ощутимой статьей расходов торговой точки с небольшими оборотами и не лучшим образом сказаться на ее будущем.
Четвертый вариант, самый оптимальный. Он представляет собой возможность модернизировать имеющиеся контрольно-кассовые машины в соответствии с новыми требованиями. Ввиду бюджетности этого варианта, очевидно, его предпочтут большинство предпринимателей. Были бы возможности.
Создайте возможности
Нужно предоставить возможность предпринимателям, работающим с контрольно-кассовыми машинами, перейти на онлайн-ККМ с наименьшими издержками, путем модернизации имеющегося оборудования.
Однако совершенно логично возникает вопрос, все ли ККМ можно переделать под требования онлайн-ККМ. Однозначно, есть модели, которые ввиду своей конструкции не позволят это сделать. Владельцам таким устройств нужно бы уже сейчас подсказать, что им следует готовиться и предусмотреть в своих расходах возможность приобретения новых ККМ.
У других предпринимателей может уже сейчас возникнуть естественная потребность заменить устройство в связи с тем, что имеющийся вышел из строя. Им тоже важна информация, которая бы позволила наверняка купить контрольно-кассовую машину, подлежащую модернизации.
Сегодня государству под силу стать для предпринимателей навигатором в мире разнообразия контрольно-кассовых машин. Правовые и организационные механизмы для этого уже давно созданы, только не используются в полную меру.
Эксперты убеждены, что ситуацию легко исправить уже сегодня. Для этого нужно лишь активизировать работу Межведомственной рабочей комиссии по контрольно-кассовым машинам с фискальной памятью и их программным продуктам (версиям), рабочим органом которой является АО «Узэлтехсаноат».
Важно не только вводить, но и исключать
В Узбекистане возможно применение только ККМ, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, разрешенных к применению на территории Республики Узбекистан (далее – Государственный реестр). С точки зрения здравого смысла, уже сегодня в нем должны содержаться устройства, которые легко можно модернизировать под требования онлайн-ККМ. Однако, что включено в этот список?
Государственный реестр доступен на сайте ГНК, так что воспользоваться им может каждый желающий. Что мы видим в этом списке? 42 устройства…
Новые ККМ в него были включены в 2017 году. Приятно отметить, что все три модели отечественного производства, а две из них даже разработки узбекистанских конструкторов. Этот список пополнялся в 2016, 2014, 2013, 2012 годах и ранее. Это говорит о том, что перечень «живой» и компетентные органы не забыли о его существовании.
Однако возникает вопрос: почему в нем до сих пор содержатся устройства, введенные в него еще в 1995 году? Это тот самый год, когда страна отказалась от использования механических контрольно-кассовых машин, а через несколько месяцев и от ККМ без фискальной памяти. По сути, после вывода из реестра этих моделей другие ККМ из Государственного реестра не исключались.
Между тем, в соответствии с ПКМ от 17.11.2011 г. № 306, у Межведомственной рабочей комиссии для этого для этого есть немало поводов.
Комиссия должна исключать из реестра, в частности, модели (версии моделей) контрольно-кассовых машин, которые:
- не использовались на практике хозяйствующими субъектами ввиду моральной устарелости;
- не производятся и на рынке отсутствуют запасные части к ним на протяжении длительного времени (1-2 года).
Специалисты считают, что в этом списке немало устройств, отвечающих этим двум параметрам. Наличие их в перечне вводит предпринимателей в заблуждение, а также создает благоприятное поле для деятельности недобросовестных производителей и распространителей контрольно-кассовых машин.
Кроме того, в 2014 году с утверждением новых Единых технических требований все ККМ, включенные в Государственный реестр, должны были пройти экспертизу на соответствие этим требованиям. Однако этого до сих пор сделано не было. Об этом свидетельствует современное состояние перечня, в котором до сих пор включены устройства, работающие на контроллерах 1987 года разработки.
На что обратить внимание?
Очевидно, что настало время провести заседание Межведомственной рабочей комиссии, посвященное пересмотру государственного реестра на предмет актуальности и соответствия требованиям законодательства включенных в нее моделей.
Это необходимо сделать и в соответствии с постановлением Президента от 29.09.2017 г. № ПП-3300, в котором говорится о необходимости использования современных контрольно-кассовых машин.
Даже самые прогрессивные модели электротехники снимают с производства через 6-7 лет с момента запуска производства, а во многих случаях этот срок и того короче. Причина – развитие технологий. То, что было актуальным пять лет назад, сегодня уже не конкурентоспособно. Контрольно-кассовые машины не исключение. Кроме того, модель, разработанную несколько лет назад, значительно проще модернизировать под любые существующие технологии передачи фискальных данных в режиме онлайн, чем те, которые были созданы 10-15 лет назад.
Еще одним веским аргументом для принятия решения о целесообразности оставления в реестре той или иной модели должна стать их оценка с точки зрения перспективы использования в дальнейшей автоматизации торговых процессов.
Было бы правильно и действующую форму реестра привести в соответствии с требованиями, предъявляемыми постановлением Кабинета Министров от 17.11.2011 г. № 306. Предпринимателям было бы проще ориентироваться в разнообразии контрольно-кассовых машин.
К примеру, Узбекистан взял в курс на внедрение систем контроля и учета движения товаров. Это означает, что в перспективе, владелец торговой точки должен будет вводить в контрольно-кассовую машину информацию обо всех товарах, которые продаются у него в торговой точке. На сегодняшний день в небольшом магазинчике, расположенном внутри жилого квартала, насчитывается в среднем около 3 000 наименований товаров, а в супермаркетах – больше. В Государственном реестре уже сейчас есть устройства, которые поддерживают возможность работы с цифровыми кодами товаров. При этом среди включенных моделей есть те, которые позволяют работать только с сотней наименований товаров, а есть и те, которые позволяют обрабатывать от десяти тысяч наименований товаров и более.
В существующей форме Государственного реестра эта информация никак не отражена и предпринимателю, чтобы получить информацию по этой характеристике, нужно искать инструкцию по применению устройств либо соответствующую информацию. Не очень удобный и эффективный вариант. Было бы все намного проще, если бы Государственный реестр соответствовал установленной форме, в ней эта информация должна отражаться.
Обеспечение содержания Государственного реестра в соответствии с требованиями законодательства – это необходимость, которая позволит обеспечить периодическое обновление оборудования, используемого предпринимателями. Это важный фактор развития страны в соответствии с мировыми тенденциями развития технологий.
На наш взгляд, государство должно максимально использовать имеющиеся возможности не только для эффективного внедрения в практику современных высокотехнологичных решений, но и для честного, конструктивного и открытого диалога с бизнесом, который бы не давал места недобросовестным предпринимателям.
Олег Гаевой.