Владельцы легковых авто, занимающиеся частным извозом незаконно, должны легализоваться, платить налоги. Безопасность и качество обслуживания пассажиров должны повыситься. На достижение этих целей направлен обсуждаемый на портале СОВАЗ проект постановления Президента. Насколько предлагаемый комплекс мер будет эффективен и что нужно усовершенствовать – далее в материале.
Однобокий взгляд – не решение проблем
Долгое время легально оказывать услуги такси могли только юридические лица. Эта норма, ввиду ее однобокости, практически не работала. Отсутствие правового поля частников не останавливало. Руки нелегалам развязал и приход на рынок Узбекистана «Яндекс. Такси», к сервису которого, по данным зампреда ГНК Мубина Мираева, приведенным в материале gazeta.uz, подключены 10 тысяч водителей, большинство из которых не имеет законных оснований заниматься пассажирскими перевозками.
Попытки навести порядок особых результатов не приносили. Поначалу, после выхода постановления Кабинета Министров от 18.05.2011 г. № 139 СМИ пестрили выпусками новостей об очередном рейде по задержанию нелегальных таксистов. Со временем такая информация перестала быть сенсацией и вскоре практически исчезла. Работа уполномоченных органов в этом направлении стала сводиться к проведению рейдов по графику. Процедура привлечения к ответственности нарушителя вне рейда усложнена, поэтому и не дает желаемых результатов.
«Сотрудник ДПС совместно с работниками Министерства транспорта ловят нелегальных таксистов, которые за нарушение действующего законодательства в этой сфере должны выплатить от 20 до 100 МРЗП — от 2 до 20 млн сумов. А штраф можно взыскать через суд. Сотрудники оформляют протокол, отправляют в суд, который рассматривает этот вопрос месяцами. В итоге нарушитель получает штраф до 5 МРЗП из-за того, что он малообеспеченный или по другим причинам», — gazeta.uz цитирует слова Мубина Мирзаева на заседании Международного пресс-клуба.
Многие зарубежные страны уже давно применяют более эффективный способ борьбы с таксистами-нелегалами. Там создано правовое поле для работы на этом рынке, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Например, в России таксисты составляют большую часть самозанятых.
Правовое поле для легализации занимающихся частным извозом стали создавать и в Узбекистане. Во исполнение постановления Президента от 6.03.2019 г. № ПП-4230 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы грузовых и пассажирских перевозок» разработан проект постановления Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности линейных такси в Республике Узбекистан», который в настоящее время обсуждается на портале СОВАЗ.
Легализация «серой части» такси по всему Узбекистану позволит пополнить бюджет примерно на 180 млрд сумов, что увеличит ВВП страны минимум на 0,1%. Об этом на заседании Международного пресс-клуба в среду заявил первый заместитель председателя Государственного налогового комитета Мубин Мирзаев, пишет gazeta.uz.
По нашему мнению, проект не учитывает некоторые реалии сложившегося рынка такси. Это может стать причиной низкой эффективности предпринимаемых мер.
Во-первых, заключение договора с операторами, занимающимися оказанием интерактивных услуг по поиску клиентов для перевозчиков (агрегаторами), предлагается установить в качестве одного из условий выдачи лицензии для индивидуального предпринимателя. Нет договора – нет лицензии. Этот подход не учитывает интересы тех, кто не пользуется услугами агрегаторов и предпочитает работать по принципу «от бордюра». Нежелание попасть в «рабство» операторов приведет к тому, что эта категория «таксующих» так и будет продолжать работать нелегально. Меры по пресечению оказания услуг агрегаторами таксистам, не имеющим лицензии, здесь не помогут.
Во-вторых, согласно проекту таксистом может быть только индивидуальный предприниматель. Целесообразно предоставить такое право и простым автовладельцам, которые таксуют для подработки в свободное от работы время. Чтобы они «вышли из тени», для них нужно предусмотреть упрощенные схемы лицензирования.
Систему лицензирования всех участников рынка по оказанию услуг такси необходимо выстраивать таким образом, чтобы получить лицензию было легко, и обладатели дорожили ей. Процедура повторного получения документа, в случае прекращения действия предыдущего за нарушение правил, должна включать в себя дополнительные меры, которые позволят установить, что соискатель готов работать строго по правилам.
Не ради денег
В большинстве публикаций СМИ, посвященных вопросам легализации владельцев авто, занимающихся частным извозом, преимущественно рассматривается экономическая составляющая этого вопроса. С этой точки зрения обсуждаемый проект постановления выгодно отличается. В нем затронуты вопросы безопасности, которые должны быть главными при легализации лиц, занимающихся незаконным извозом.
Проектом предусмотрено, что индивидуальный предприниматель должен будет обеспечивать предрейсовый медосмотр и технический осмотр автомобиля в специализированных пунктах. Порядок установит Министерство транспорта.
Решая вопросы усиления безопасности и повышения качества услуг, необходимо обратить внимание на:
- соблюдение Закона «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции», который запрещает курение в общественном транспорте;
- недопустимость оскорбления водителем пассажиров и участников дорожного движения, особенно с использованием нецензурных слов;
- соблюдение запрета пользования сотовыми телефонами во время движения.
Необходимо создать службу, в которую пассажиры могли бы сообщать о таксистах – нарушителях правопорядка. При этом ответственность виновных нужно ужесточить. Факт их привлечения уполномоченными органами к ответственности должен быть основанием для рассмотрения вопроса о приостановлении действия лицензии на определенный срок, а в некоторых случаях и вовсе для ее аннулирования.
С 1 июля 2019 года водителям разрешат вместо перекрашивания автомобиля в установленный цвет использовать самоклеящиеся материалы. Схемы размещения этих материалов, приведенные в проекте постановления, перед утверждением необходимо доработать. Наклейки практически отсутствуют на задней части автомобиля. А ведь именно водителю, едущему сзади, важно четко понимать, что перед ним такси, которое может в любое время начать перестраиваться на соседнюю полосу либо остановку.
С точки зрения безопасности дорожного движения, устанавливаемые требования необходимо дополнить запретом использования в такси на заднем окне занавесок, жалюзи, тонировки и прочих устройств, затрудняющих обзор.
Оснащение под вопросом
Остаются открытыми вопросы относительно возможной замены таксометров, кассовых аппаратов и терминалов другими техническими средствами. Подробно об этом мы говорили в предыдущей публикации. Их решение – это вопрос безопасности, соблюдения требований Закона «О защите прав потребителей» и обеспечения полноты поступлений в государственный бюджет.
Олег Гаевой.