Из него можно узнать, что изменится в бюджетном процессе, каков прогноз макроэкономических показателей и основных направлений налогово-бюджетной политики на 2020 год, ориентиры на 2021–2022 гг. и проект Госбюджета–2020, ознакомиться с инициативным бюджетированием.
Напомним, «Бюджет для граждан» – это сводная информация о Государственном бюджете, представленная в формате, удобном для восприятия широкой аудиторией. Публикация издания вошла в практику с 2018 года.
Из обнародованного проекта следует, что доходы Госюбджета на 2020 год запланированы в размере 128 460 млрд сумов или 20% к ВВП, что на 15 817,1 млрд сумов больше, чем ожидается по итогам текущего года. При оценке ожидаемых поступлений учтены реальный рост экономики, улучшение собираемости налогов, отмена отдельных налоговых и таможенных льгот, а также факторы, связанные с ожидаемым ростом цен и валютного курса. В структуре прогнозируемых доходов сохраняется тенденция на увеличение доли прямых налогов с незначительным сокращением удельного веса косвенных.
По прогнозам расходы бюджета в будущем году составят 131 104,5 млрд сумов, что на 23% больше утвержденных параметров на 2019 год. На долю социальных расходов приходится большая часть – 66 018 млрд сумов, половину из которых или 22,9% всех расходов бюджета направят на сферу образования, 14 842,6 млрд сумов – на здравоохранение, на науку, культуру и спорт в целом – 3 319,5 млрд сумов, на соцподдержку населения – 6 573,7 млрд сумов, что на 23% выше, чем в нынешнем году, 8 трлн сумов резервируется на субсидии Пенсионному фонду в рамках расходов на пенсионное обеспечение граждан.
Консолидированный бюджет на 2020 год верстается с дефицитом в 3 424,9 млрд сумов или 0,5% к ВВП. Общий фискальный баланс с учетом консолидированного бюджета и расходов на госпрограммы за счет внешнего долга составит -17 819,0 млрд сумов.
Государственный долг на начало года прогнозируется в сумме $21,3 млрд (36% к ВВП), из которых $15,3 млрд (25,4% к ВВП) – внешний долг. В разрезе кредиторов: $6,7 млрд – иностранные государства (существенно больше остальных – Китай и Япония), $7,7 млрд – международные финансовые институты (51% – АБР) и $1 млрд – инвесторы. На погашение внешнего долга в 2020–2022 годах планируется направить $1 567,4 млн.
Для обеспечения макроэкономической стабильности в 2020 году устанавливаются лимиты на:
- вновь подписываемые соглашения по привлечению внешнего заимствования от имени государства или под гарантии Правительства – $4 млрд;
- займы, привлекаемые (осваиваемые) от имени Узбекистана или под госгарантии на реализацию государственных целевых программ, которые будут погашены в течение следующих лет за счет средств Госбюджета, – $1,5 млрд.
С 2019 года внедряются инструменты инициативного бюджетирования, когда не менее 10% дополнительных источников бюджетов районов (городов) направляется на финансирование мероприятий на основе общественного мнения. Механизмы функционируют посредством портала openbudget.uz. По итогам I квартала 2019 года всего по республике поступило 4 049 голосов и предложений, на финансирование которых выделено 28,9 млрд сумов. Во II квартале инициатив стало в 5 раз больше, на них направлено уже 48,3 млрд сумов. В основном это благоустроительные работы и ремонт образовательных учреждений.
Ознакомиться с полным текстом «Бюджет для граждан. Проект 2020» можно по ссылке.