Некоторые операторы ЭДО предлагают выписывать доверенность в электронной форме, руководствуясь Законом «Об электронном документообороте». На первый взгляд, это удобно. Однако Положение о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности регламентирует обращение исключительно доверенностей, выписанных на бумаге. Что делать бухгалтеру: выписывать доверенность на бумаге или в электронной форме?
Недавно на buxgalter.uz была опубликована точка зрения начальника отдела внедрения и обслуживания ЭСФ НИЦ «Янги технологиялар» Нозима ТУРАЕВА. Он считает, что нарушений не будет, если первичную бухгалтерскую документацию, в том числе и доверенности, оформлять только при помощи системы электронного документооборота – с соблюдением требований законодательства. Однако его позиция в отношении доверенностей вызвала оживленные дискуссии между практикующими специалистами. В продолжение темы buxgalter.uz обратился к экспертам, которые рассмотрели различные аспекты этого вопроса.
ЭЦП не предназначена для оформления доверенностей
Екатерина ТКАЧЕНКО, главный бухгалтер ОНК ООО «Арбитражный дом Мухамедбаева»:
– В Законе «Об электронном документообороте» сказано, что электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Обязательный реквизит электронного документа – ЭЦП. Она равнозначна собственноручной подписи, если используется в целях, указанных в сертификате ключа электронной цифровой подписи.
В системе электронного документооборота у нас применяется ЭЦП, выданная центром регистрации электронных ключей НИЦ «Янги технологиялар» при ГНК. Цели ее применения предлагается выбрать при заполнении заявки на получение. Однако в этом перечне нет такого пункта, как оформление доверенности. Предлагаются варианты:
- для получения госуслуг;
- обращений;
- электронной коммерции.
К какому пункту отнести оформление электронной доверенности, непонятно. Нормативных документов, в которых бы рассматривался этот момент, тоже нет.
Следовательно, подпись доверенного лица на доверенности, оформленная с применением ЭЦП, вызывает небезосновательное сомнение в плане ее легитимности.
Когда принимается новый закон, во все нормативно-правовые акты вносятся поправки. Однако в Положение о порядке выдачи доверенностей их не внесли. На встречах с ответственными сотрудниками Минфина, ГНК и Минюста предприниматели неоднократно говорили о том, что в Положении нужно прописать требования к форме, учету электронных доверенностей, особенности работы с ними, ответственность должностных лиц и доверенного лица.
Законодательство об электронном документообороте слишком общее и в нем нет ответов на многие вопросы, касающиеся подписи доверенного лица на получение ТМЦ по электронной доверенности. В Законе «Об электронной цифровой подписи» говорится, что за правовые последствия ее применения полную ответственность несет владелец ЭЦП. Причем опровергнуть юридическую правомочность электронного ключа довольно сложно.
Бухгалтер, признавая электронную доверенность, остается практически незащищенным, если контрагент окажется недобропорядочным или у контролирующих органов появятся вопросы.
Читайте далее на buxgalter.uz.