В нашем предыдущем обзоре мы рассказывали о том, что можно сделать с образовавшейся задолженностью, чтобы нужных бизнес-партнеров сохранить, под действующие санкции не попасть и за рамки закона при этом не выйти. Однако так получается далеко не всегда и чаще всего должников приходится «трясти» всеми законными способами. В продолжение темы – о том, какие меры по взысканию можно принять, и о возможных проблемах, с которыми сталкиваются кредиторы на практике.
Как мы отмечали ранее, в деле управления долговыми обязательствами необходим системный подход. Установив наличие задолженности, ее размер и дату образования, нужно избрать способ ее погашения.
Можно попытаться решить вопрос путем переговоров с должником. Переговорный процесс зачастую указывается сторонами в заключенном договоре в качестве способа досудебного урегулирования споров.
Какие претензии?
Если переговоры результата не дали, Закон «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов»1 позволяет направить в адрес должника претензию.
Стоит отметить, что претензия – официальный документ, и подходить к его оформлению нужно ответственно. Перечень данных, указываемых в претензии, содержится в статье 17 указанного Закона2.
Помните: важно составить претензионное письмо в полном соответствии с установленными требованиями – от того, насколько грамотной и обоснованной будет направленная должнику претензия, возможно, будет зависеть исход спорной ситуации.
Претензионный порядок должен соблюдаться, если такое обязательство предусмотрено законом или договором сторон в качестве предварительного шага к судебному процессу. Согласно статье 118 ХПК исковое заявление, поданное с нарушением претензионного порядка урегулирования спора, подлежит возврату.
Согласно законодательству претензионный порядок является обязательным для требований:
- акционера по выкупу принадлежащих ему акций;
- к перевозчику при перевозке груза по железной дороге;
- по спорам, возникающим из перевозки пассажиров и багажа.
Однако даже в остальных случаях мы не рекомендуем отказываться от направления претензии должнику: отправить письмо не долго, зато в дальнейшем это поможет существенно ускорить рассмотрение дела в суде.
С образцами претензий по хозяйственным договорам, разработанных экспертами компании «Norma», можно ознакомиться в программе «Юрист предприятия».
Тем не менее претензионный порядок имеет смысл, если должник намерен добровольно погасить свои долги. В отношении злостных неплательщиков он вряд ли даст ожидаемый результат.
Как правило, в ответ на полученную претензию должник просит об отсрочке (рассрочке) в связи с временными финансовыми трудностями, что фактически свидетельствует о признании им долга, либо игнорирует требования и молчит или же направляет кредитору встречную претензию, например претензию по качеству поставленных товаров взамен на требование их полной оплаты.
Если по истечении срока отсрочки должник не выполнил требования полностью (или нарушил график платежей по рассрочке), а также в двух последних случаях кредитору придется инициировать судебное разбирательство.
Будем судиться…
Есть два способа обращения кредитора в суд: с заявлением о выдаче судебного приказа или с исковым заявлением.
Приказное производство по срокам и размерам судебных затрат – процедура более выгодная. Плюсом также можно считать то, что нет необходимости дополнительно получать исполнительный документ, т.к. судебный приказ является таковым и предъявляется к исполнению самостоятельно.
Для справки: судебный приказ – это акт судьи, вынесенный по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об обращении взыскания на имущество должника, либо об истребовании имущества от должника по бесспорным требованиям (статья 102 ХПК).
Учитывая требование статьи 103 ХПК, обращаться в суд за взысканием дебиторской задолженности в порядке приказного производства можно, имея письменное подтверждение долга. Таким образом, к заявлению о выдаче приказа понадобится приложить признание от должника суммы долга и двусторонне оформленный акт сверки взаиморасчетов. Кроме того, Пленум ВХС3 разъясняет, что кредитор при подаче заявления обязан вручить его копию должнику и представить суду доказательства «контакта» – подпись на копии руководителя или сотрудника предприятия-должника, заверенную печатью (штампом)4 организации.
В свете последних изменений в законодательстве, предоставляющих право малому бизнесу отказаться от использования печати, полагаем, что эту норму необходимо скорректировать.
Заявление рассматривается судьей единолично, без вызова сторон. В общей сложности весь процесс займет меньше месяца. Размер госпошлины, уплачиваемой при подаче заявления, на половину меньше, чем при обращении с исковым заявлением, а если взыскатель относится к числу малого бизнеса – и того меньше.
Напоминаем, что, согласно Ставкам государственной пошлины5, субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают госпошлину в размере 50% от установленной ставки. Таким образом, при обращении представителя малого бизнеса с заявлением о выдаче судебного приказа фактически оплатить придется 25% от утвержденной ставки.
Если должник отказался от подтверждения суммы или подал заявление об отмене выданного приказа в установленные сроки, а также, если фактическое местонахождение должника неизвестно, нужно готовить исковое заявление.
Исковое производство займет больше времени. С момента подачи заявления в суд до вступления в силу принятого судом решения может пройти порядка трех месяцев. Бремя судебных издержек увеличивается: помимо оплаты госпошлины необходимо нести расходы по оплате своего представителя в суде. Возможно, также понадобится назначение экспертизы или привлечение к участию в деле свидетелей, переводчиков.
Следует отметить, что сфера судопроизводства в стране в последнее время существенно либерализируется, в частности, активно внедряются ИКТ: подавать заявления и получать судебные акты теперь можно в электронной форме, а процесс рассмотрения дела проводить в режиме видеоконференцсвязи. Как итог – в суд обращаться стали чаще.
Немного статистики: по данным, опубликованным на официальном веб-сайте Высшего хозяйственного суда, за I квартал текущего года хозяйственными судами республики выдано 5 349 судебных приказов, а общее количество рассмотренных в первой инстанции хозяйственных споров за аналогичный период превысило 27 тысяч.
Выиграли процесс – что дальше?
Выигранное судебное разбирательство отнюдь не гарантирует кредитору решение его проблемы. По вступлении судебного решения в законную силу нужно получить исполнительный лист и предъявить его к исполнению. Этим занимаются сотрудники специально уполномоченного органа – Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции. Взыскателю же на этой стадии практически не остается ничего, кроме ожидания конечного результата. А ждать приходится порой очень долго. Причин длительного неисполнения решений суда несколько.
Во-первых, загруженность судоисполнителей не позволяет им выполнять требования исполнительных документов в установленные сроки6. Возможно, стоит задуматься о предоставлении больших законных полномочий самим взыскателям как непосредственно заинтересованным лицам.
Во-вторых, судоисполнители в процессе работы с очередным должником вынуждены обращаться в различные органы и организации за получением необходимой информации, например, в банки, ГУБДД, налоговые или кадастровые органы и др. В рамках существующей системы межведомственного взаимодействия это осуществляется путем подачи запросов, на подготовку, обработку и рассмотрение которых уходит драгоценное время. Соответственно, нужно модернизировать систему доступа к информации, обеспечив главным образом ее оперативность.
В-третьих, законодательство об исполнительном производстве совершенствуется, но останавливаться на достигнутом, очевидно, еще рано. Почему бы, например, не внедрить единый реестр предприятий-должников и опубликовать его в открытом доступе в разрезе по регионам? Система так называемых черных списков, с одной стороны, является хорошей мотивацией для лиц, в них оказавшихся, а с другой стороны – позволяет получить дополнительную немаловажную информацию потенциальным контрагентам этих должников.
Учитывая, что исполнение судебного акта – финальная и решающая стадия всего взыскательного процесса, неисполнение требований суда по тем или иным причинам нивелирует все усилия, приложенные кредиторами ранее. В то же время это не означает, что законодательство должно работать в ущерб должников – важным в данном вопросе является достижение разумного баланса с учетом в равной степени интересов обеих сторон.
Как видим, взыскание дебиторской задолженности – процесс не из легких: довольно длительный по времени, требует дополнительных организационных и финансовых затрат и всегда сопряжен с конфликтом интересов нескольких бизнес-структур.
***
Мы намеренно не касались в этом обзоре вопросов третейского разбирательства, т.к. на нашем сайте мы уделяем достаточно внимания этой теме. Прочитать о третейских судах и правилах третейского производства можно здесь или здесь.
Возможно, для определенного круга наших постоянных читателей обзор не стал «открытием», но, учитывая актуальность темы управления дебиторской задолженностью в бизнесе, мы решили сформулировать единый алгоритм, подходящий для различных сфер деятельности и всех форм предпринимательства. Надеемся, что кому-то, в особенности новым структурам, делающим первые шаги в бизнесе, впервые столкнувшимся с такой проблемой, все же удастся почерпнуть полезную информацию. Остальным обзор, пожалуй, тоже не повредит. Как говорится, повторение – мать учения.
Нашей следующей статьей мы завершим цикл публикаций по данной теме и рассмотрим отдельные вопросы, касающиеся банкротства предприятий-должников, и некоторые другие.
Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.
Публикации по теме:
Дебиторская задолженность: взыскать нельзя, простить!
1 Закон от 29.08.1998 года № 670-I.
2 Согласно данной норме в претензии указываются: наименования хозсубъекта, предъявившего претензию и того, кому она предъявлена; дата предъявления и номер претензии; обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии; доказательства, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства; требования заявителя; сумма претензии и ее расчет, платежные и почтовые реквизиты заявителя; перечень прилагаемых к претензии документов.
3 Пункт 9 Постановления Пленума Высшего хозяйственного суда «О некоторых вопросах применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан при рассмотрении дел о выдаче судебного приказа» от 5.12.2013 г. №254.
4 В свете последних изменений в законодательстве, предоставляющих право малому бизнесу отказаться от использования печати, полагаем необходимым скорректировать данную норму.
5 Утверждены Постановлением Кабинета Министров от 3.11.1994 г. № 533.
6 Согласно статье 30 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» от 29.08.2001 г. № 258-II, исполнительные действия и требования исполнительного документа должны быть совершены и исполнены судебным исполнителем в срок, не превышающий двух месяцев со дня истечения срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.