В рамках Недели ИКТ в столице прошел первый Форум по информационно-коммуникационным технологиям ICTForum 2015. Его формат позволил рассказать о проектах и достижениях, а так же организовать дискуссии профессионального сообщества.
За два дня работы специалисты смогли обсудить имеющиеся проблемы и наработки в части развития электронного правительства, банковской сферы, сферы информационной безопасности, электронной коммерции, развитие софтверной индустрии, Интернета, телекоммуникаций и инфраструктуры, развитие стартапов и поддержку молодых специалистов. Учитывая тематический разброс, Форум работал в нескольких секциях.
Для пользователей
Большинству пользователей совершенно не интересно, какое оборудование используется на базовых станциях сотовых операторов, как обеспечивается пропускная способность интернет-канала, но им важно получить качественный и стабильный доступ в сеть. Как было озвучено на Форуме, более 50% населения Земли имеют 5 и более гаджетов с выходом во всемирную паутину, и жители Узбекистана не исключение. Так, мобильным Интернетом у нас пользуется 11,5 млн человек (всего мобильной связью пользуется 21,6 млн абонентов), т.е. более 50% абонентов используют Интернет. В рамках Форума обсуждались вопросы о создании полезных приложений, в том числе и на основе открытых данных. Говорилось и об обслуживании пользователей фиксированного Интернета, в частности о дальнейшем внедрении оптоволокна на территории республики.
На Форуме обсуждались вопросы о работе электронного правительства, например, как улучшить сервисы, обеспечить наиболее полное его взаимодействие с гражданами. Учитывая, что Единый портал интерактивных государственных услуг (далее − ЕПИГУ), является одной из точек взаимодействия, обсуждались вопросы удобства его использования. Если в самом начале работы ЕПИГУ (1 июля 2013 года) было реализовано 40 услуг, сегодня их 260. Говорилось об эволюции оценок по итогам обработки обращений, которые ставят пользователи. Отмечались и вопросы межведомственного взаимодействия, которое позволит пользователю получить услуги наиболее комфортно. На Форуме поднимался вопрос ограниченного количества обращений, которое в том числе продиктовано тем, что на Портале не так много по настоящему интерактивных услуг.
Для бизнеса
Вовлечение бизнеса в информационную среду происходит не первый год: для представителей малого и среднего бизнеса внедряются различные интерактивные услуги, позволяющие упростить их работу и сделать ее комфортнее, а значит, дать возможность развиваться.
Полезным внедрением для бизнеса станет мобильный эквайринг. Мобильный эквайринг − представляет собой мобильный платежный терминал, при помощи которого обслуживаются держатели банковских платежных карточек. Преимущество его в том, что он не требует сложной инфраструктуры (достаточно мобильного телефона и оборудования mPOS, которое соединяется с телефоном и способно считывать информацию с онлайн-карты). Транзакции производятся посредством мобильного Интернета, в качестве чека держатель карты получает смс-сообщение. Для того чтобы ввести его в практику, необходимо подготовить изменения в законодательство Узбекистана, в частности возможность заменить бумажные чеки электронными. В перспективе такое решение может быть использовано и для торговых точек, расположенных в труднодоступных районах.
Для госсектора
Много говорилось о реформе процессов работы в госорганах. В частности об отсутствии целостности в их работе. Сегодня госорганы «живут своей жизнью», т.е. в каждом из них установлены свои процедуры, которые могут коренным образом отличаться от процессов в другой государственной организации. В том числе и для обеспечения межведомственной интеграции необходимо на законодательном уровне проведение административного реформирования, которое обеспечит сервис-ориентированную структуру, позволяющую наиболее полно оказывать услуги гражданам и бизнес-сообществу.
На Форуме обсуждался вопрос необходимости межведомственной интеграции, а также работы так называемого бэк-офиса, ориентированного на оптимизацию процессов в госорганизации с целью упрощения ее работы и наилучшего взаимодействия с конечным пользователем. Сроки ее реализации не назывались, но работа в этом направлении ведется.
Обсуждался и вопрос унификации ключей ЭЦП для работы с услугами госорганов как со стороны бизнеса, так и со стороны частных лиц. В частности говорилось о необходимости разработки единообразного ключа, выдаваемого различными центрами регистрации. в том числе и на законодательном уровне.
Стратегические вопросы, которые обсуждались на Форуме вошли в Резолюцию Саммита ИКИ (ICTSummit 2015), которая подписана 18 сентября по итогам проведения «ICTWeek 2015».
Ольга КИРЬЯКОВА,
корреспондент.
Публикации по теме:
ICTExpo 2015: роботы, мобильные приложения и учебные программы
Портал открытых данных: для коммерции и для жизни