Продолжаем цикл публикаций об изменениях и дополнениях в Уголовный кодекс, внесенных Законом Республики Узбекистан от 20.08.2015 г.
Статьей 1922 УК были конкретизированы нормы об уголовной ответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Ранее данное преступление предусматривалось статьей 2061 УК ("Незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов"), которая в настоящее время исключена.
Субъекты преступления:
Следует обратить внимание: Закон в данном случае не указывает, что эта статья специально предусматривает привлечение к ответственности недобросовестных должностных лиц контролирующих, правоохранительных или иных госорганов и организаций. То есть к ответственности по данной статье может быть привлечено лицо, нарушающее порядок проведения проверок вне зависимости от того, входит оно в число должностных лиц или является сотрудником государственных органов, не входящим в соответствии с УК в данную категорию.
Преступное деяние выражается в совершении следующих действий:
- в инициировании и проведении незаконных проверок деятельности субъектов предпринимательства, то есть любых проверок, проведение которых не предусмотрено законодательством;
- в нарушении установленного соответствующими нормативно-правовыми актами порядка проведения законных проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (несоблюдение периодичности проверок или сроков их проведения, превышение объема (круга вопросов) проверки, неоформление или ненадлежащее оформление действий проверяющих и т.д.).
Наказание
Статья 1922 состоит из трех частей. Каждая последующая часть ужесточает наказание в зависимости от определенных отягчающих обстоятельств.
Часть 1: простое нарушение порядка проведения проверок и ревизий
Часть первая статьи 1922 УК применяется при нарушении порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, которое совершено без отягчающих обстоятельств, предусмотренных в частях 2 и 3 данной статьи. Максимальный размер наказания по данной части – 3 года исправительных работ. В данном случае привлечь виновного к уголовной ответственности можно лишь при условии, что он уже привлекался к административной ответственности за такие же действия в прошлом1.
Для справки: Гражданин считается не привлекавшимся к административной ответственности, если с момента исполнения административного взыскания прошло более одного года и он не совершил другого административного правонарушения.
Часть 2: ущерб от 300 до 500 МРЗП2
Если субъекту предпринимательства либо государству был причинен крупный ущерб (от 300 до 500 МРЗП) либо преступление совершено по предварительному сговору группой лиц, то для привлечения виновного лица к уголовной ответственности не имеет значения, подвергался ли он прежде административному взысканию за такие же действия. То есть уголовная ответственность по этой части наступает сразу. Максимальный размер наказания по ней – 3 года лишения свободы.
Часть 3: ущерб свыше 500 МРЗП
Последняя и самая тяжкая часть статьи 1922 УК применяется в случаях, когда субъекту предпринимательства либо государству был нанесен особо крупный ущерб (от 500 и более МРЗП) или виновный действовал в интересах организованной группы, которая представляет собой объединение двух и более лиц для совместной преступной деятельности, то есть для совместного неоднократного совершения преступлений. Максимальный размер наказания по этой части – лишение свободы до пяти лет с лишением определенного права.
Для справки: Проведение проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства регулируется следующими нормативно-правовыми актами: законами «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» (от 24.12.1998 г. № 717-I), и «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (в новой редакции от 2.05.2012 г. № ЗРУ-328), указами Президента «Об упорядочении проверок и совершенствовании координации деятельности контролирующих органов» (от 8.08.1996 г. № УП-1503), «Об упорядочении организации проверок хозяйствующих субъектов» (от 19.12.1998 г. № УП-2114), «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» (от 14.06.2005 г. № УП-3619), «О мерах по дальнейшему сокращению и совершенствованию системы проверок субъектов предпринимательства» (от 5.10.2005 г. № УП-3665), «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» (от 15.05.2015 г. № УП-4725), Решением Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов «Об утверждении Положения о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства – юридических лиц, проводимых контролирующими органами» (от 6.05.2006 г. № 1573).
Рассмотрим вопросы, часто возникающие в ходе проверок.
Какие могут быть проверки?
В зависимости от оснований проведения, проверки делятся на плановые и внеплановые.
Первые проводятся на основе годового координационного плана-графика проверок субъектов предпринимательства, который утверждается Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов (далее – Совет).
! Субъекты предпринимательства включаются в этот план-график только при наличии сведений о налоговых нарушениях, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля3.
Внеплановые проверки могут проводиться только по решению Совета или его областных комиссий при поступлении в контролирующий орган дополнительных сведений о фактах нарушения субъектом предпринимательства законов и иных актов законодательства. Такими сведениями может служить информация от предприятий, организаций, учреждений и граждан с указанием конкретных аргументированных и документально подтвержденных фактов нарушений.
Однако проверка деятельности хозяйствующих субъектов может быть проведена и органами прокуратуры, внутренних дел и Службы национальной безопасности на основании постановления следователя при наличии возбужденного уголовного дела. В этом случае проверкой может охватываться деятельность хозяйствующего субъекта, связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.
Как часто могут проверять?
Плановые проверки субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств могут проводиться не чаще одного раза в 4 года, а других субъектов предпринимательства – не чаще одного раза в 3 года. Плановые проверки банков и других финансовых институтов проводятся не чаще одного раза в 5 лет.
Существуют также периоды, в течение которых плановые проверки проводить нельзя. К примеру, субъекты малого предпринимательства и фермерские хозяйства не проверяются в течение первых 3 лет с момента их создания. Вместе с тем, если субъект малого предпринимательства занимается выпуском подакцизных товаров либо использует в своей деятельности бюджетные и централизованные средства и ресурсы, указанный льготный период сокращается до 2 лет.
Какие документы обязаны показать проверяющие субъекту предпринимательства для проведения проверки?
Для проведения проверки проверяющие обязаны предъявить решение Совета либо его территориальных подразделений, приказ соответствующего контролирующего органа, осуществляющего проверку, с указанием состава проверяющих лиц и сроков проведения проверки, а также удостоверяющие личности проверяющих документы.
Что могут проверять?
Объем проверки (круг проверяемых вопросов и охватываемый проверкой период времени) зависит от ее характера.
Так, согласно абзацу четвертому пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» (от 15.05.2015 г. № УП-4725) плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности охватывает весь круг связанных с этой деятельностью вопросов, но проверке может подвергаться только период, последующий за последней финансовой проверкой. Для большинства предпринимательских субъектов проверяемый период составляет 3 года. При этом следует учесть, что если то или иное обстоятельство ранее подвергалось проверке, оно не подлежит повторному изучению.
Встречные проверки деятельности хозяйствующих субъектов допускаются только в части их взаимоотношений с проверяемым хозяйствующим субъектом. Аналогично и при проверке деятельности субъекта предпринимательства правоохранительными органами по возбужденному уголовному делу − объем проверки ограничивается только фактами, относящимися к данному уголовному делу.
Как долго могут проверять?
Общий срок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности составляет 30 календарных дней. Продление этого срока возможно еще на 30 календарных дней только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов или его областных комиссий. Вместе с тем продление сроков проверки не допускается в отношении субъектов малого предпринимательства.
Если проверка не связана с финансово-хозяйственной деятельностью, то она должна быть завершена в срок до 10 дней.
Проверки, направленные на изучение устранения субъектом предпринимательства ранее обнаруженных контролирующими органами нарушений, должны проводиться в течение 1 рабочего дня.
Как себя вести с проверяющими?
Согласно Закону хозяйствующие субъекты и их работники обязаны по законному требованию проверяющих предъявлять материалы и документы, необходимые для осуществления проверки, допускать их к ее объектам, оказывать содействие проверяющим в исполнении их обязанностей.
При несогласии с действиями проверяющих лиц можно обратиться в Генеральную прокуратуру по телефону доверия 232-10-07.
Самир ЛАТЫПОВ,
наш эксперт.
1 Размер административного штрафа, предусмотренного статьей 2412 КоАО за подобное правонарушение, составляет 20–60 МРЗП.
2 Минимальный размер заработной платы, установленный в Республике Узбекистан на день совершения преступления.
3 Контроль, проводимый налоговыми органами путем изучения и анализа представляемой субъектом предпринимательства отчетности.
Публикации по теме:
Собственность предпринимателя под защитой УК
Совершенствуется процесс рассмотрения хозяйственных споров