Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЧем отличаются правила начисления амортизации в целях бухучета и налогообложения К каким видам доходов можно применить льготу по налогу на прибыль участникам СЭЗ Как использовать гарантийное удержание в хозяйственных договорах

Одобрен Закон о Государственном бюджете на 2022 год

15.12.2021

Читать на узбекском языке

На двадцать втором пленарном заседании Сената Олий Мажлиса обсужден Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год».

 

Законом устанавливаются основные макроэкономические показатели и прогнозы доходов и расходов консолидированного Государственного бюджета на 2022 год, а также бюджетные ориентиры на 2023–2024 годы. Законом внесены существенные изменения в налоговую политику. При этом предусматривается поддержка и развитие отраслей производства, имеющих значительную долю в валовом внутреннем продукте (ВВП).

 

В частности, планируется, что в 2022 году темпы роста ВВП страны составят 6,0%, в том числе в промышленности – 7%, в строительстве – 8,1%, в сельском хозяйстве – 3,3%. Предельный размер дефицита консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год устанавливается в размере 3% ВВП.

 

В целях поддержки финансирования социально значимых национальных государственных программ, а также проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры, установленные размеры грантовых средств, выделяемых из иностранных источников распорядителям бюджетных средств первого уровня, увеличиваются без внесения изменения в настоящий Закон.

 

В 2022 году доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 254,6 трлн сумов, или 30,3% ВВП. Доходы Государственного бюджета определяются в размере 199,5 трлн сумов, или 23,8% ВВП.

 

Доходы государственных целевых фондов запланированы в размере 31,9 трлн сумов, расходы – 58,7 трлн сумов. Кроме того, из Государственного бюджета предусматривается направить средства на социальную сферу, в частности 46,9 трлн сумов – на расходы сферы образования, 22,8 трлн сумов – на расходы сферы здравоохранения, 3,4 трлн сумов – на расходы сферы культуры и спорта и 1,5 трлн сумов – на расходы мероприятий по дальнейшему развитию науки. 

 

Обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

 

В частности, в целях обеспечения целостной цепочки уплаты НДС и предупреждения ошибок при исчислении себестоимости продукции (услуг) и суммы прибыли объектом НДС определяются услуги, оказываемые организациями физической культуры и спорта, за исключением бюджетных организаций.

 

В целях стимулирования субъектов предпринимательства к постоянному обновлению основных средств и оборудования для целей налогообложения устанавливается увеличение размеров норм амортизационных отчислений на восстановление основных средств.

 

Исходя из требований Указа Президента от 13.07.2021 г. «О дополнительных мерах по всесторонней поддержке молодежи и дальнейшему повышению ее общественной активности» предусмотрено освобождение от подоходного налога, взимаемого с зарплаты и иных доходов физлиц, направляемых в течение каждого налогового периода на соразмерное покрытие полученных молодыми семьями ипотечных кредитов и начисленных по ним процентов, до достижения супругами или одним из них установленного возраста.

 

Также в целях повышения эффективности налогового администрирования, создания полноценной системы отслеживания товаров и продукции и предупреждения случаев уклонения от уплаты налогов устанавливается штраф по случаям отражения на счетах-фактурах или чеках контрольно-кассовой техники идентификационных кодов, не соответствующих особенностям и осуществляемым хозяйствующим субъектом видам деятельности, или номенклатуре приобретаемых товаров (услуг).

 

На пленарном заседании обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием бюджетного процесса Республики Узбекистан».

 

Законом вносятся изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «О счетной палате» и «О государственной власти на местах».

 

Внедрена система внешнего аудита и оценки бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента. Законом вводится система ежегодного проведения Счетной палатой Республики Узбекистан внешнего аудита и оценки годовой отчетности о формировании и исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

 

В Бюджетном кодексе также расширяются полномочия Счетной палаты Республики Узбекистан. Предусматривается, что Счетная палата представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, а в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента – соответственно по проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

 

На заседании рассмотрен Закон «О трансплантации органов и тканей человека».

 

Закон определяет цели и условия осуществления трансплантации, объекты трансплантации, круг доноров (живых и мертвых), права донора и реципиента, условия получения органов и тканей живых и мертвых доноров.

 

Принятие Закона позволит усовершенствовать нормативно-правовые основы сферы, дополнит действующую законодательную базу государственной политики, направленной на правовую и социально-экономическую защиту населения. Кроме того, Закон служит сокращению числа случаев смерти от болезней и необратимых процессов в органах.

 

Сенаторы также обсудили Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы работы с молодежью».

 

Для создания прочных правовых основ этих задач и полномочий новым Законом вносятся дополнения в законы «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «О профилактике правонарушений», «О государственной молодежной политике» и «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью».

 

Как специально уполномоченному государственному органу Агентству по делам молодежи предоставляются полномочия по осуществлению контроля за исполнением законодательства о государственной молодежной политике, участию в профилактике правонарушений среди молодежи, внесению представлений руководителям государственных органов и организаций по устранению выявленных нарушений законодательства о молодежной политике, которые подлежат обязательному рассмотрению.

 

Законодательно закрепляется, что проекты нормативно-правовых актов, прямо или косвенно оказывающих влияние на реализацию государственной молодежной политики, в обязательном порядке согласовываются со специально уполномоченным государственным органом.

 

В связи с совершенствованием института защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства на пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений в статьи 245 и 2458 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».

 

В Послании Президента Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года было предложено предоставить Бизнес-омбудсману полномочие по привлечению к административной ответственности должностных лиц государственных органов, нарушивших права предпринимателей.

 

В целях устранения этих проблемных ситуаций, связанных с защитой частной собственности, предусматривается совершенствование законодательства, в частности в Кодексе об административной ответственности устанавливается, что Уполномоченный при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства правомочен рассматривать дела по некоторым административным правонарушениям, касающимся случаев нарушения интересов предпринимателей.