На двадцать втором пленарном заседании Сената Олий Мажлиса обсужден Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год».
Законом устанавливаются основные макроэкономические показатели и прогнозы доходов и расходов консолидированного Государственного бюджета на 2022 год, а также бюджетные ориентиры на 2023–2024 годы. Законом внесены существенные изменения в налоговую политику. При этом предусматривается поддержка и развитие отраслей производства, имеющих значительную долю в валовом внутреннем продукте (ВВП).
В частности, планируется, что в 2022 году темпы роста ВВП страны составят 6,0%, в том числе в промышленности – 7%, в строительстве – 8,1%, в сельском хозяйстве – 3,3%. Предельный размер дефицита консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год устанавливается в размере 3% ВВП.
В целях поддержки финансирования социально значимых национальных государственных программ, а также проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры, установленные размеры грантовых средств, выделяемых из иностранных источников распорядителям бюджетных средств первого уровня, увеличиваются без внесения изменения в настоящий Закон.
В 2022 году доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 254,6 трлн сумов, или 30,3% ВВП. Доходы Государственного бюджета определяются в размере 199,5 трлн сумов, или 23,8% ВВП.
Доходы государственных целевых фондов запланированы в размере 31,9 трлн сумов, расходы – 58,7 трлн сумов. Кроме того, из Государственного бюджета предусматривается направить средства на социальную сферу, в частности 46,9 трлн сумов – на расходы сферы образования, 22,8 трлн сумов – на расходы сферы здравоохранения, 3,4 трлн сумов – на расходы сферы культуры и спорта и 1,5 трлн сумов – на расходы мероприятий по дальнейшему развитию науки.
Обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».
В частности, в целях обеспечения целостной цепочки уплаты НДС и предупреждения ошибок при исчислении себестоимости продукции (услуг) и суммы прибыли объектом НДС определяются услуги, оказываемые организациями физической культуры и спорта, за исключением бюджетных организаций.
В целях стимулирования субъектов предпринимательства к постоянному обновлению основных средств и оборудования для целей налогообложения устанавливается увеличение размеров норм амортизационных отчислений на восстановление основных средств.
Исходя из требований Указа Президента от 13.07.2021 г. «О дополнительных мерах по всесторонней поддержке молодежи и дальнейшему повышению ее общественной активности» предусмотрено освобождение от подоходного налога, взимаемого с зарплаты и иных доходов физлиц, направляемых в течение каждого налогового периода на соразмерное покрытие полученных молодыми семьями ипотечных кредитов и начисленных по ним процентов, до достижения супругами или одним из них установленного возраста.
Также в целях повышения эффективности налогового администрирования, создания полноценной системы отслеживания товаров и продукции и предупреждения случаев уклонения от уплаты налогов устанавливается штраф по случаям отражения на счетах-фактурах или чеках контрольно-кассовой техники идентификационных кодов, не соответствующих особенностям и осуществляемым хозяйствующим субъектом видам деятельности, или номенклатуре приобретаемых товаров (услуг).
На пленарном заседании обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием бюджетного процесса Республики Узбекистан».
Законом вносятся изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «О счетной палате» и «О государственной власти на местах».
Внедрена система внешнего аудита и оценки бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента. Законом вводится система ежегодного проведения Счетной палатой Республики Узбекистан внешнего аудита и оценки годовой отчетности о формировании и исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.
В Бюджетном кодексе также расширяются полномочия Счетной палаты Республики Узбекистан. Предусматривается, что Счетная палата представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, а в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента – соответственно по проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.
На заседании рассмотрен Закон «О трансплантации органов и тканей человека».
Закон определяет цели и условия осуществления трансплантации, объекты трансплантации, круг доноров (живых и мертвых), права донора и реципиента, условия получения органов и тканей живых и мертвых доноров.
Принятие Закона позволит усовершенствовать нормативно-правовые основы сферы, дополнит действующую законодательную базу государственной политики, направленной на правовую и социально-экономическую защиту населения. Кроме того, Закон служит сокращению числа случаев смерти от болезней и необратимых процессов в органах.
Сенаторы также обсудили Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы работы с молодежью».
Для создания прочных правовых основ этих задач и полномочий новым Законом вносятся дополнения в законы «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «О профилактике правонарушений», «О государственной молодежной политике» и «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью».
Как специально уполномоченному государственному органу Агентству по делам молодежи предоставляются полномочия по осуществлению контроля за исполнением законодательства о государственной молодежной политике, участию в профилактике правонарушений среди молодежи, внесению представлений руководителям государственных органов и организаций по устранению выявленных нарушений законодательства о молодежной политике, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Законодательно закрепляется, что проекты нормативно-правовых актов, прямо или косвенно оказывающих влияние на реализацию государственной молодежной политики, в обязательном порядке согласовываются со специально уполномоченным государственным органом.
В связи с совершенствованием института защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства на пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений в статьи 245 и 2458 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».
В Послании Президента Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года было предложено предоставить Бизнес-омбудсману полномочие по привлечению к административной ответственности должностных лиц государственных органов, нарушивших права предпринимателей.
В целях устранения этих проблемных ситуаций, связанных с защитой частной собственности, предусматривается совершенствование законодательства, в частности в Кодексе об административной ответственности устанавливается, что Уполномоченный при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства правомочен рассматривать дела по некоторым административным правонарушениям, касающимся случаев нарушения интересов предпринимателей.