Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак не получить доначисление по НДС и налогу на прибыль за легковой автомобиль Ставки сборов за въезд и транзит иностранного автотранспорта на 2025 год Что изменится с 1 января 2025 года в Узбекистане

Открываем магазин: как не прогореть на элементарных вещах

27.11.2015

В поисках «золотой жилы» одним из самых очевидных способов получения прибыли предпринимателям видится открытие магазина. Несмотря на всю привлекательность идеи, не каждый магазин приносит своему хозяину доход.

 

Помимо того, что магазин, даже самый маленький должен представить ассортимент продуктов (товаров) для продажи, это далеко не все расходы предпринимателя. Магазины бывают разные, он может принадлежать компании-производителю, например, пластмассовых изделий, а может быть частью крупной сети магазинов по всему городу. Магазин может быть крупным супермаркетом, о котором знают почти все жители города, или маленьким, возле дома, в котором торгуют муж с женой, обеспечивая себе достойную старость, а детям – деньги на будущую свадьбу. Несмотря на то, что все эти магазины разные, есть несколько общих пунктов, которые необходимо учитывать при их открытии.

 

Зарегистрируйтесь!

 

Прежде чем начать торговую деятельность необходимо провести предварительную работу, в том числе и по изучению законодательства. При открытии торговой точки, независимо от ее размера и масштабов деятельности, прежде всего, следует ориентироваться на Правила розничной торговли в Республике Узбекистан (Приложение № 1 к постановлению КМ от 13.02.2003 г. № 75). Изучить следует и другие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность розничной и оптовой торговли. Для того чтобы понять с чем сталкиваются те, кто уже работает в этой сфере, вы можете посмотреть ответы на вопросы, заданные нашим экспертам, через службу «Мы отвечаем!».

 

Согласно законодательству открыть магазин могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом вторая категория должна руководствоваться Перечнем видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (приложение № 1 к постановлению КМ от 7.01.2011 г. № 6). Мы уже считали, сколько средств понадобится индивидуальному предпринимателю (ИП) для того, чтобы открыть свой бизнес. Добавим, что ежемесячно хозяину магазина розничной торговли, потребуется уплатить в бюджет фиксированный налог, согласно Ставкам фиксированного налога с индивидуальных предпринимателей (Приложение № 12 к Постановлению Президента от 4.12.2014 г. № ПП-2270). С полным текстом этого документа можно ознакомиться в ИПС «Norma. законодательство».

 

Так, ИП за право таковым называться и торговать в собственном магазине продовольственными товарами должен уплатить налог в сумме 9 МРЗП, а при торговле непродовольственными товарами – 10 МРЗП. И это только налог, не говоря уже о желании заработать, оборудовании своего маленького, но любимого магазинчика, поддержании в нем чистоты и обеспечения санитарных и других норм.

 

Такие правила, как соблюдение законодательства и уплата налогов, касаются всех. А вот какой магазин открыть каждый решает индивидуально. Почему один магазин приносит своему владельцу большую прибыль, а хозяин другого едва сводит концы с концами? Может, это банальное чутье, а может грамотное планирование. К сожалению, «чутье» есть не у всех, и потом один и тот же прием работает не во всех магазинах. Статистика и планирование более надежны.

 

Кому мы продаем?

 

Не зря маркетологи в один голос говорят «ориентируемся на целевую аудиторию»! И, как показывает практика, не зря. Даже маленький магазин возле дома должен быть рассчитан на своего покупателя, планировать, какие нужно и привозить товары, чтобы пользовались спросом. Тем более если магазин крупный или специализированный.

 

Перед тем как решить открыть торговую точку, оценивая все затраты, обрисуем портрет потенциального потребителя, для чего потребуется лист бумаги и воображение. Ответьте на ряд вопросов о том, кто ваш покупатель:

 

кто он (пол, возраст, семейное положение, наличие детей, образование);

 

каков его образ жизни (кто и как часто ходит в магазин);

 

чем увлекается (для специализированных магазинов полезным будет отследить хобби потенциального покупателя);

 

сколько денег он готов потратить в магазине;

 

что важно при выборе магазина (местоположение, оформление, наличие брендов, время работы, сервис, цены и т.п.);

 

что важно при выборе товара (цена, качество, производитель, экономия, скидки);

 

как он добирается до магазина?

 

Несмотря на элементарность вопросов, далеко не все, оценивая торговую точку, задают себе такие вопросы. А потому не всегда грамотно подбирают ассортимент, предпочитая купить «на всякий случай». Между тем, планирование позволит не только сэкономить средства на ненужных покупках, но и «накрутить» цену грамотно в зависимости от покупательной способности посетителей магазина, его местоположения или получить больше прибыли за счет оптовых продаж.

 

Поверните налево, а потом направо и снова налево…

 

Не секрет, что удобное местоположение магазина гарантирует его «проходимость», а, следовательно, прибыльность. Так что при решении об открытии обратите внимание на «подъездные пути». Как покупатель попадет к вам? Пешком, на автобусе или на личном автомобиле? Понятно, что магазин, расположенный среди домов, нацелен на их жителей. В то время как магазин, например, на остановке, привлечет дополнительную аудиторию проходящих и проезжающих мимо, а магазин покрупнее, может себе позволить отдаление от дороги при наличии удобной парковки. 

 

Не нужно высчитывать сложные формулы чтобы понять: в супермаркет с большим выбором человек охотнее приедет, чем в магазинчик внутри квартала. Однако за хлебом он едва ли отправится в гипермаркет, тогда есть магазинчик возле дома.

 

Для того чтобы определить зону покрытия магазина рекомендуется взять стандартную карту и очертить круг, радиусом 1 км. Это и есть первоочередная зона покрытия любого магазина, при наличии дополнительных возможностей и наличия специализированных магазинов или учреждений, парков и скверов вблизи, проходимость магазина увеличивается.

 

Чего изволите?

 

Ориентируясь на целевую аудиторию, подбирается и товар, который будет стоять на полках. По меньшей мере не логично продавать удочки домохозяйкам, которым нужна рыба. Не очень правильно будет открывать кондитерскую рядом с фитнес-центром. Едва ли люди, следящие за фигурой, станут в ней частыми гостями, гораздо продуктивнее открыть магазин полезных, диетических продуктов.

 

Однако если магазин специализированный, например, продуктов без сахара, расположен не далеко от дороги и рядом есть удобная парковка, шансы на его успех значительно повышаются. При этом открывая специализированный магазин, необходимо оценить покупательную способность и спрос. Например, просчитать, сколько диабетиков проживает в радиусе 1 километра (узнать примерные показатели можно, например, в районной поликлинике) и добавить 30–40% потенциальных покупателей, приезжающих на автомобилях и на общественном транспорте.

 

Конкуренция

 

В сфере торговли в Узбекистане жесткая конкуренция, и, тем не менее, каждый магазин отличается один от другого. Если набор продуктов маленьких магазинов примерно одинаковый, то за покупателя приходится бороться, в том числе ассортиментом и качеством продукции. Если при этом обеспечить приемлемый уровень цен, покупатели будут передавать информацию «по сарафанному радио», а о скидках и акциях в магазине – узнавать в числе первых.

 

Однако не всегда снижение цен оправдано, а в ряде случаев, даже не приветствуется. Есть покупатели, которые готовы переплатить за сервис и качество.

 

Недостаточно привезти в магазин «ходовые» продукты (хлеб, масло, сахар, мука). Для того чтобы привлечь посетителя с более высоким уровнем дохода необходимо предложить ему необходимый, но чуть более качественный товар, например, несколько видов сыров и колбасных изделий, разнообразные растительные масла или консервированные фрукты, рыбу и мясо, которых нет у ближайших конкурентов. Однако стоит помнить тот факт, что продукты категории «luxury» или «выше среднего» потребители предпочитают приобретать в супермаркетах. Но при их наличии в магазинчиках «шаговой доступности», да еще и при конкурентной цене, люди будут покупать и там.

 

Мне вон ту баночку, с верхней полки!

 

Немаловажную роль у покупателя при выборе магазина играет обслуживание. Если рядом есть другой магазин, то покупатель уйдет туда, где продавцы дружелюбнее. Не обязательно быть психологом при работе в магазине, элементарная вежливость и участие уже способны поднять продажи на новый уровень. При этом не стоит  ходить хвостом за потенциальным покупателем, следя чего же ему такого нужно и с интересом заглядывать в его корзинку. Достаточно просто быть внимательным и находится не далеко, чтобы в случае затруднений помочь.

 

Удобство, доступность и сервис способны превратить маленький магазин в настоящий «клад» для владельца, в то время как плохое обслуживание «отвадит» клиентов. И для того чтобы вернуть к себе недовольного клиента, его потребуется хорошо мотивировать.

Ольга КИРЬЯКОВА,

наш корр.

Публикации по теме:


Как поднять продажи, или Почему не вся реклама работает

 
Кто не рискует, тот не увидит прибыли!


Законны ли маркетинговые уловки?