Продолжаем цикл публикаций об изменениях и дополнениях в Уголовный кодекс, внесенных Законом Республики Узбекистан от 20.08.2015 г.
Суть нововведения
Статьей 1925 УК была введена уголовная ответственность за нарушение установленных в законодательстве порядка и сроков выдачи лицензий и других разрешительных документов1, а также за самовольное введение новых видов лицензий и разрешительных процедур.
Субъекты преступления
Хотя в данной статье прямо не указывается, что к ответственности по ней могут привлекаться только недобросовестные должностные лица и служащие госорганов и организаций, сама суть преступления предполагает, что нарушить порядок и сроки выдачи лицензий и иных разрешительных документов, а также самовольно ввести новые виды лицензий и разрешительных процедур могут только они. Вместе с тем если они действуют в сговоре с предпринимателями и нарушают порядок выдачи лицензий в их пользу (к примеру, закрывают глаза на несоблюдение предпринимателем лицензионных требований и условий), то предприниматель тоже может быть привлечен к ответственности как соучастник.
Преступное деяние выражается в нарушении установленных в соответствующих нормативно-правовых актах порядка и сроков выдачи лицензий и других документов разрешительного характера. Это может проявляться в требовании от субъекта предпринимательства документов, которые он предоставлять не обязан, в выставлении лицензионных условий и требований, которые в законодательстве не предусмотрены, в требовании оплат сверх положенных, в необоснованном затягивании рассмотрения вопроса о выдаче лицензии или иного документа разрешительного характера, в затягивании оформления самой лицензии или документа разрешительного характера и т.п. Кроме того, введение новых видов лицензий и разрешительных процедур в обход законодательства также стало наказуемо.
Наказание
Статья 1925 состоит из двух частей. Вторая часть ужесточает наказание в зависимости от определенных отягчающих обстоятельств.
Часть первая статьи 1925 УК применяется при нарушении порядка и сроков выдачи лицензий, которое совершено без отягчающих обстоятельств, предусмотренных в части 2 данной статьи. Максимальный размер наказания по этой части – 2 года исправительных работ. В данном случае привлечь виновного к уголовной ответственности можно лишь при условии, что он уже привлекался к административной ответственности за такие же действия в прошлом2.
Для справки: Гражданин считается не привлекавшимся к административной ответственности, если с момента исполнения административного взыскания прошло более одного года и он не совершил другого административного правонарушения.
Часть вторая статьи 1925 УК применяется в случаях, когда субъекту предпринимательства был нанесен особо крупный ущерб (от 500 и более МРЗП) или виновный действовал в интересах организованной группы, которая представляет собой объединение двух и более лиц для совместной преступной деятельности, то есть для совместного неоднократного совершения преступлений. Максимальный размер наказания по этой части – лишение свободы до пяти лет.
Для справки: Общие правила лицензирования деятельности субъектов предпринимательства установлены в нашей стране Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности определен в постановлении Олий Мажлиса «О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии» (от 12.05.2001 г. № 222-II). Согласно данному перечню лицензированию подлежат 58 видов предпринимательской деятельности.
Конкретный порядок и сроки выдачи лицензий регулируются в подзаконных нормативно-правовых актах, которые принимаются Кабинетом Министров (и в настоящее время довольно многочисленны), а в финансово-кредитной сфере – Центральным банком. Со списком нормативно-правовых актов, регулирующих порядок и сроки выдачи лицензий можно ознакомиться здесь.
Самир ЛАТЫПОВ, наш эксперт.
Публикации по теме:
Собственность предпринимателя под защитой УК
Неправильно проверил бизнес – ответишь по Уголовному кодексу
За «палки в колеса» бизнеса можно дорого поплатиться
Благотворительности по принуждению не бывает
-----------------------------------
1 Разрешительные процедуры следует отличать от лицензирования. В соответствии со статьей 3 Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» разрешительная процедура – это комплекс мероприятий, связанных с процессом подачи и рассмотрения заявления о выдаче, выдачи, продления срока, приостановления, возобновления, прекращения действия, переоформления и аннулирования документа разрешительного характера для совершения действий и(или) осуществления определенной деятельности.
Разрешительная процедура – это довольно широкое понятие и подразумевает под собой получение разрешения на совершение какого-то определенного действия или действий.
Лицензирование же является одним из видов разрешительных процедур и подразумевает под собой получение права на занятие уже определенной деятельностью.
Перечень документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности был утвержден постановлением Кабинета Министров от 15.08.2013 г. № 225 и включает в себя 220 видов таких документов в сферах автомобильного, железнодорожного и речного транспорта, торговли, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, труда и социальной защиты населения, капитального строительства, банковского дела, аудиторской и страховой деятельности, недропользования, охраны окружающей среды, природопользования, производства опасных работ, телекоммуникаций, производства, рекламы, медицинской и фармацевтической деятельности, культуры и спорта, оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, оборота опасных товаров и веществ, а также в иных сферах.
2 Размер административного штрафа, предусмотренного статьей 2455 КоАО за подобное правонарушение, составляет 10–20 МРЗП.