Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Кахрамон Эргашев рассказал о целях создания нового учреждения.
На видеоселекторном совещании с участием депутатского корпуса, состоявшемся 12.07.2017 г., руководитель страны предложил создать Институт по изучению проблем законодательства при Олий Мажлисе.
Это стало настоятельно необходимым, поскольку сегодня в деятельности политических партий и фракций в Законодательной палате Олий Мажлиса нет конкретных предложений и инициатив по реализации приоритетных целей и задач. Это не отвечает и требованиям электората. Мировыми стандартами определено, что любая политическая партия может считаться политической силой только тогда, когда идет в ногу со временем, способна соответствовать быстро меняющимся и жестким требованиям современности.
Как нам представляется, новая структура будет вести научно-практическую, исследовательскую и информационно-аналитическую деятельность, содействовать разработке законопроектов.
Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах определена задача по повышению роли и места парламента в системе органов государственной власти. Национальный парламент призван обеспечить эффективную правовую основу всех намеченных преобразований. В Год диалога с народом и интересов человека непосредственное общение с жителями регионов стало важной частью контрольно-аналитической и законотворческой деятельности депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса.
С начала текущего года депутаты нижней палаты ежемесячно выезжают в районы страны и в течение 10–12 дней изучают реальное положение дел на местах. Подобный механизм, безусловно, значим в законотворческом процессе. С одной стороны депутаты воочию видят практическую реализацию принятых законов, проблемы и упущения. Они учитываются в дальнейшей законотворческой и аналитической работе.
Например, ст. 223 Кодекса об административной ответственности устанавливала штраф за нарушение правил паспортной системы. Размер штрафа был достаточно высок для малообеспеченных граждан, и они не торопились исправить ситуацию. Депутаты тщательно изучили этот вопрос в ходе поездок в районы и инициировали внесение изменений в законодательство, направленных на снижение размера штрафа с уточнением его низшего предела. Подробнее – здесь.
Это означает, что обнаружив проблему, депутатам необходимо осуществить техническую проработку законопроектов, изучить зарубежный опыт. Но не все депутаты в совершенстве знают правила юридической техники, т.к. в составе депутатского корпуса правоведов всего лишь 26%. Именно поэтому создание при Олий Мажлисе Института по изучению проблем законодательства станет эффективным подспорьем, будет способствовать повышению качества законотворческой деятельности, усилению влияния принимаемых законов на ход общественно-политических, социально-экономических, судебно-правовых реформ.
Мы пойдем проторенным путем, что подтверждает и изучение опыта ближнего и дальнего зарубежья, показывающего эффективное функционирование подобных структур.
Например, в Греции в структуре парламента функционируют Научно-экспертный совет, а также Департамент парламентских исследований. Такого рода Отдел научной поддержки и координации парламентских вопросов в администрации парламента Австрии имеет сильную ориентацию на исследования и сотрудничает с рядом австрийских университетов и исследовательских групп. Вместе с тем, в британском парламенте нет научно-исследовательских институтов, непосредственно подчиненных парламенту, но, тем не менее, он предоставляет ежегодный грант Институту истории парламента на соответствующие исследования, обращается к другим внешним научным учреждениям.
На Пиренейском полуострове в Испании в 1985 году создан Институт парламентского права в результате соглашения о сотрудничестве, подписанного между Конгрессом депутатов и Мадридским университетом Комплутенсе. А в Португалии в 1988 году Собрание республики подписало соглашение с португальскими государственными университетами с целью создания постоянной системы взаимного информирования и консультаций по вопросам, представляющим обоюдный интерес.
При парламенте Финляндии (Эдускунты) действует институт международных отношений. Для осуществления научно-исследовательской деятельности и подготовки специалистов в интересах парламента администрация палаты депутатов Италии сотрудничает с университетами Неаполя, Пизы, Рима, Флоренции и с частными исследовательскими организациями.
Бюро исследований канцелярии Сейма Польши функционирует как научное учреждение, готовящее экспертные оценки по разным вопросам, рассматриваемым в Сейме или его органах.
Развивается такая система и в России и Украине.
К слову, в нынешнем году в нижней палате парламента Узбекистана было принято более 20 делегаций зарубежных стран (КНР, США, Германии, Грузии, Чехии, Японии, Республики Корея, России, Казахстана, Палестины и др.), что послужило созданию первоначально пяти групп по межпарламентскому сотрудничеству с Грузией, Казахстаном, Китайской Народной Республикой, Литовской Республикой и Государством Кувейт. На сегодняшний день такого рода межпарламентских структур уже 16, что позволяет полноценно и взаимовыгодно обмениваться опытом законотворческой, контрольно-аналитической, информационно-просветительской деятельности.
По нашему мнению, институт по изучению проблем законодательства поднимет на качественно новый уровень межпарламентские связи, будет способствовать совершенствованию законодательства на основе сотрудничества с научно-исследовательскими структурами представительных органов других стран.
Маъруф Усманов.