В столице прошло шестнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Сенаторы рассмотрели Закон «Об официальной статистике». Документом вместо термина «государственной статистики» или «национальной статистики» вводится термин «официальной статистики».
Если государственная статистика предусматривает статистические данные, формируемые органами статистики, официальная статистика охватывает статистические данные, подготовленные и распространяемые всеми производителями статистики.
Предусматриваются также национальная статистическая система, правила взаимодействия производителей официальной статистики, поставщиков административных данных, респондентов и пользователей.
После этого сенаторы рассмотрели Закон «О свободе совести и религиозных организациях».
Закон направлен на усиление гарантий свободы совести, укрепление правовых механизмов обеспечения права каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, а также совершенствование государственной политики по делам религии.
Настоящий Закон содержит общепризнанные права и свободы в религиозной сфере, гарантированные международными стандартами по правам человека, в нем учтены исторические условия формирования межрелигиозных отношений в Узбекистане.
На пленарном заседании рассмотрен Закон «О судах».
Действующий Закон «О судах», принятый в 1993 году, разработан в первые годы независимости, в нем не в полной мере отражены глубокие изменения в судебной системе, в связи с чем он не отвечает современным требованиям.
Законом «О судах» в новой редакции совершенствуются основные принципы правосудия и порядок пересмотра судебных актов, усиливается статус судей, гарантии их независимости, требования к кандидатам на должность судьи и избираемым лицам приводятся в соответствие с международными стандартами, пересматривается дисциплинарная ответственность судей, уточняются основания и порядок приостановления, а также прекращения полномочий судей, а также обеспечивается социальная защита судей.
После этого обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном языке Республики Узбекистан».
В новом законе закрепляется много норм, в частности, цель и сфера применения закона, статус других языков в Узбекистане, недопустимость языковой дискриминации, основные направления государственной политики в области развития государственного языка и др.
Подробно закреплены такие вопросы, как использование государственного языка в деятельности госорганов и организаций, язык делопроизводства, использование государственного языка на мероприятиях, проводимых государственными органами и организациями.
Затем рассмотрен Закон «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год».
Для обеспечения выполнения задач, определенных постановлениями Президента, предусматривается увеличение расходов Государственного бюджета на 13,1 трлн сумов.
При этом в соответствии с Указом Президента от 3 февраля 2021 года № УП-6155 предусмотрено выделение дополнительных средств:
- 410 млрд сумов – на улучшение земельных участков, водной и дорожной инфраструктуры вокруг туристических объектов;
- 350 млрд сумов – на обеспечение свободных экономических зон и малых промышленных зон необходимой инфраструктурой;
- 124,2 млрд сумов – на укрепление материально-технической базы учреждений раннего выявления и лечения эндокринных заболеваний;
- 80 млрд сумов – Фонду «Эл-юрт умиди» на увеличение в 5 раз количества молодежи, направляемой для обучения в престижных зарубежных вузах;
- 64,4 млрд сумов – на увеличение на 25% показателей приема в высшие образовательные учреждения по государственному гранту, увеличение грантов девушкам из малообеспеченных семей в 2 раза и доведение до 2 тыс. с 2021/2022 учебного года.
Для продолжения мер по обеспечению безработной молодежи и женщин доходной работой, оказания им содействия в организации собственного бизнеса предусматривается:
- увеличение уставного капитала уполномоченных банков на 1,3 трлн сумов для финансирования проектов семейного предпринимательства;
- выделение дополнительно 1,5 трлн сумов на финансирование программ развития семейного предпринимательства.
На расходы Фонда реконструкции и развития Законом направляются 6,4 трлн сумов.
После этого сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Законом вносятся изменения и дополнения в два действующих закона.
В Законе «О банковской тайне» устанавливается порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, органам прокуратуры, предварительного следствия, дознания и органам, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с санкции прокурора в целях обеспечения установления, инвентаризации и конфискации имущества, полученного преступным путем.
В Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливается порядок использования с санкции прокурора сведений, составляющих банковскую тайну, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В частности, устанавливается, что сведения, составляющие банковскую тайну, представляются с санкции прокурора:
во-первых, органам прокуратуры, предварительного следствия и дознания по находящимся в их производстве уголовным делам в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечения взыскания нанесенного ущерба или наложения ареста на имущество по мотивированному постановлению следователя или дознавателя;
во-вторых, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по находящимся в их производстве делам оперативно-розыскного производства в целях осуществления возложенных на них задач на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Также на заседании был рассмотрен и отклонен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием порядка противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности».