Разбираем новый порядок контроля за внешнеторговыми операциями, который вступит в силу 16 августа 2020 года.
В мае Правительство утвердило Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций. Оно вступит в силу спустя 3 месяца после опубликования, то есть 16 августа. Этот документ – новая редакция Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, принятого еще в 2003 году.
Мы сравнили обе версии – действующую и новую – и уже описали, как изменится механизм мониторинга в целом. Тема этой публикации не менее важна для субъектов внешнеэкономической деятельности – штрафные санкции. Вопрос включает несколько аспектов: сроки и порядок их исчисления, система штрафов и механизм их взыскания. Обо всем по порядку.
Сроки – что с ними не так
Штрафы взыскиваются за нарушение установленных сроков, в течение которых должны быть выполнены определенные требования в зависимости от характера операции (см. таблицу ниже).
Вид операции |
Требование, подлежащее выполнению в течение установленного срока |
Порядок исчисления |
Установленные сроки |
|
(до 16.08.2020 г.) |
||||
Импорт |
Ввоз в страну и оформление товаров в режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», выполнение работ и оказание услуг либо возврат уплаченных за них денежных средств |
С даты оплаты по импортному контракту |
|
|
Экспорт |
Поступление выручки или обратный ввоз товаров |
В отношении товаров – с даты оформления ГТД под таможенным режимом «экспорт». В отношении услуг (работ) – с даты подписания акта приемки выполненных работ. |
|
Общий срок – 180 дней |
На первый взгляд, выводы очевидны. Привилегии для отдельных категорий субъектов отменяются: импортеры электротехнической отрасли уравнены с остальными, а для всех экспортеров установлен общий, более длительный срок в 180 дней, что также нивелирует исключительное положение некоторых участников ВЭД.
Но не все так просто. Дело в том, что сроки как общеустановленные, так и исключительные, которые отражены в действующем Положении, предусмотрены вышестоящими по юридической силе актами:
- в отношении предприятий электротехнической промышленности – подпунктом «в» пункта 4 постановления Президента от 30.05.2019 г. № ПП-4348 «О дополнительных мерах по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития электротехнической промышленности и повышению инвестиционного и экспортного потенциала отрасли»;
- по экспортным операциям – подпунктом «а» пункта 1 постановления Президента от 3.11.2017 г. № ПП-3351 «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства».
И если с действующей редакцией Положения эти нормы полностью согласуются, то с новой – вступают в противоречие. А по закону, в случае расхождений между НПА применяется обладающий более высокой юридической силой. Следовательно, в оставшееся до 16 августа время необходимо пересмотреть нормы названных постановлений Президента так, чтобы они «бились» с новой редакцией Положения. Иначе, в отдельных случаях последствия окажутся противоположными тем, которые закладывает Правительство (см. таблицу ниже).
Субъект |
Установленный срок |
Последствия |
|
Импортные операции |
|||
Организации электротехнической промышленности |
Согласно ПП-4348 от 30.05.2019 г. – 270 дней |
Согласно новой редакции Положения – 180 дней |
Применяется ПП–4348 от 30.05.2019 г. Сохраняется привилегированное положение. |
Экспортные операции |
|||
Организации электротехнической промышленности |
Согласно ПП-4348 от 30.05.2019 г. – 180 дней |
Согласно новой редакции Положения – 180 дней |
Сроки идентичны. Ничего не изменится. |
Учредители – резиденты Узбекистана, экспортирующие в адрес организаций за рубежом (торговые дома, торговые представительства, дочерние предприятия, фирменные магазины, дилерские сети и консигнационные склады) |
Согласно ПП-3351 от 3.11.2017 г. – не установлен (обозначены лишь как исключение из общеустановленного 120-дневного срока) |
Согласно новой редакции Положения – 180 дней |
Ничего не изменится |
члены ТПП, экспортирующие в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты |
|||
Остальные экспортеры |
Согласно ПП-3351 от 3.11.2017 г. – 120 дней |
Согласно новой редакции Положения – 180 дней |
Применяется ПП-3351 от 3.11.2017 г. Наиболее многочисленная группа субъектов ВЭД оказывается в невыгодном положении. |
И еще один вопрос, который может возникнуть у субъектов ВЭД. Какие сроки применяются к текущим контрактам, действие которых приходится на периоды до и после вступления в силу нового Положения? Согласно статье 31 Закона «О нормативно-правовых актах» НПА не имеют обратной силы и применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие. Поэтому все зависит от того, когда заключен внешнеэкономический контракт. Если до 16 августа, применяются сроки, указанные в действующей редакции Положения, с 16 августа – новой.
Штрафы: та же система плюс «бонусы»
Система штрафов сохраняется в действующем виде, несмотря на то, что ранее ее планировали изменить. Как и сейчас штраф будет взыскиваться, если требования по ввозу и оформлению товаров, выполнению работ и оказанию услуг (импорт) либо поступлению валютной выручки (экспорт) не исполняются дольше 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60) после истечения установленных сроков. Сумма штрафа увеличивается по нарастающей в зависимости от продолжительности просрочки: до 180 дней – 10%; от 180 до 365 дней – дополнительно 20%; более 365 дней – дополнительно 70%.
Однако в новой редакции Положения прописан широкий перечень случаев, когда штрафы за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям не применяются:
а) к сумме полностью или частично репатриированных активов (см. ст. 11 З-на «О валютном регулировании») по договорам, указанным в заявлении о наложении штрафа;
б) если сроки поставки оборудования и (или) комплектующих установлены в условиях импортных контрактов на их поставку на срок более 180 календарных дней в зависимости от их технических характеристик и специфики;
в) при предъявлении в отношении товаров, вывезенных на имя иностранного предприятия, справки об их:
- уничтожении вследствие признания непригодными при транспортировке и хранении по причинам, не зависящим от экспортера и иностранного предприятия;
- конфискации импортирующим госорганом под таможенным контролем таможенного органа страны, в которой они находятся.
Действующее ограничение на взыскание штрафов повторно по одному и тому же предмету задолженности и текущему объему экспорта, импорта товаров (работ, услуг) – сохраняется.
К тому же, «штрафникам» станет доступна новая опция – оплата штрафа ежемесячными платежами в рассрочку. Воспользоваться ей можно, если сумма штрафа превысит 20% от суммы текущих активов юрлица-резидента на последнюю отчетную дату. Период рассрочки – 6 месяцев с даты принятия решения о взыскании штрафа.
Механизм – более прозрачный
Действующее Положение описывает лишь порядок межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов в процессе взыскания штрафов. По сути, все происходит кулуарно, сами субъекты ВЭД в процесс никак не вовлечены и повлиять на ход событий не могут.
В новой редакции этот минус устранен, новый механизм – прозрачен. В частности, экспортерам и импортерам – нарушителям налоговики будут направлять требование о наложении штрафа в письменной или электронной форме. В нем обязательно отражается:
- полное наименование хозсубъекта, его ИНН;
- дата и номер требования;
- данные контракта: идентификационный номер и вид, страна и наименование иностранного партнера, вид валюты;
- сведения о «дебиторке»: дата и сумма, дата и установленный ЦБ курс валюты, стоимость дебиторской задолженности в сумах;
- меры, которые хозсубъект должен предпринять, получив требование, и отводимые на них сроки;
- меры, которые будут приняты, если не устранить «дебиторку».
Требование направляется так, чтобы можно было подтвердить дату получения, либо в персональный кабинет налогоплательщика – при его наличии. Заказное письмо считается полученным через 5 дней после отправки, а при использовании персонального кабинета – на следующий рабочий день.
В течение 10 дней с даты получения требования хозяйствующий субъект должен представить в орган государственной налоговой службы информацию об устранении просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям или добровольной оплате штрафов, сопровождаемую письменными или электронными подтверждающими документами.
В требовании указывается штраф, исчисленный в сумах по курсу ЦБ на дату отправки. Если хозсубъект не «закрывает» задолженность по контракту, не платит добровольно или отказывается платить штраф, налоговый орган обращается в суд. Указанная в требовании сумма не пересчитывается, даже если обменный курс валют изменится.
Как мы уже писали, участники ВЭД, выполнившие установленные требования, не подвергаются штрафным санкциям, а уже взысканные штрафы – им должны вернуть. Для возврата хозсубъект подает заявление, а сумма перечисляется на его банковский счет:
- Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре – если она хранится на его депозитном счете;
- Казначейством Минфина – если была перечислена в Госбюджет. В этом случае нужно решение налогового органа о признании суммы переплатой (см. ст. ст. 104, 105 НК).
После того, как решение суда вступит в силу, сумма наложенного штрафа отражается в личной карточке хозсубъекта. Она признается налоговой задолженностью, к которой применяются меры по принудительному взысканию (см. Главу 15 НК).
Олег Заманов.