Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак продажа трех домов привела к судебному спору об НДФЛ Снос недвижимости: как учесть и обложить налогами Как учесть нормы трансфертного ценообразования при беспроцентном займе между резидентами Как применять положения международных договоров об избежании двойного налогообложения к физлицам-нерезидентам

Штрафы: что изменится для импортеров и экспортеров

08.06.2020

Читать на узбекском языке

 

Разбираем новый порядок контроля за внешнеторговыми операциями, который вступит в силу 16 августа 2020 года.

 

В мае Правительство утвердило Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций. Оно вступит в силу спустя 3 месяца после опубликования, то есть 16 августа. Этот документ – новая редакция Положения о порядке осуществления мониторинга за внешнеторговыми операциями, принятого еще в 2003 году.

 

Мы сравнили обе версии – действующую и новую – и уже описали, как изменится механизм мониторинга в целом. Тема этой публикации не менее важна для субъектов внешнеэкономической деятельности – штрафные санкции. Вопрос включает несколько аспектов: сроки и порядок их исчисления, система штрафов и механизм их взыскания. Обо всем по порядку.

 

Сроки  что с ними не так

 

Штрафы взыскиваются за нарушение установленных сроков, в течение которых должны быть выполнены определенные требования в зависимости от характера операции (см. таблицу ниже).

 

Вид операции

Требование, подлежащее выполнению в течение установленного срока

Порядок исчисления

Установленные сроки

Действующая редакция

(до 16.08.2020 г.)

Новая редакция

(с 16.08.2020 г.)

Импорт

Ввоз в страну и оформление товаров в режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», выполнение работ и оказание услуг либо возврат уплаченных за них денежных средств

С даты оплаты по импортному контракту

  • по контрактам, заключенным в рамках проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента и Кабинета Министров, или в случае утверждения контрактов Управляющим комитетом в рамках реализации Соглашений о разделе продукции – сроки, установленные в импортных контрактах;
  • по импортным контрактам организаций отрасли электротехнической промышленности в отношении технологического оборудования для собственных производственных нужд, – 270 календарных дней;
  • по другим импортным контрактам – 180 календарных дней.
  • общеустановленный срок – 180 дней;
  • по контрактам, заключенным в рамках проектов, реализуемых в соответствии с решениями Президента и Кабинета Министров, или в случае утверждения контрактов Управляющим комитетом в рамках реализации Соглашений о разделе продукции – сроки, установленные в импортных контрактах.

Экспорт

Поступление выручки или обратный ввоз товаров

В отношении товаров – с даты оформления ГТД под таможенным режимом «экспорт».

В отношении услуг (работ) – с даты подписания акта приемки выполненных работ.

  • для учредителей – резидентов Узбекистана, экспортирующих в адрес организаций за рубежом (торговых домов и представительств, ДП, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов) – 180 дней;
  • для хозсубъектов – членов ТПП, экспортирующих в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты, – 180 дней;
  • по экспортным операциям электротехнической и электробытовой продукции собственного производства – 180 дней;
  • для остальных экспортеров – 120 дней.

Общий срок – 180 дней

 

На первый взгляд, выводы очевидны. Привилегии для отдельных категорий субъектов отменяются: импортеры электротехнической отрасли уравнены с остальными, а для всех экспортеров установлен общий, более длительный срок в 180 дней, что также нивелирует исключительное положение некоторых участников ВЭД. 

 

Но не все так просто. Дело в том, что сроки как общеустановленные, так и исключительные, которые отражены в действующем Положении, предусмотрены вышестоящими по юридической силе актами:

 

И если с действующей редакцией Положения эти нормы полностью согласуются, то с новой – вступают в противоречие. А по закону, в случае расхождений между НПА применяется обладающий более высокой юридической силой. Следовательно, в оставшееся до 16 августа время необходимо пересмотреть нормы названных постановлений Президента так, чтобы они «бились» с новой редакцией Положения. Иначе, в отдельных случаях последствия окажутся противоположными тем, которые закладывает Правительство (см. таблицу ниже).

 

Субъект

Установленный срок

Последствия

Импортные операции

Организации электротехнической промышленности

Согласно ПП-4348 от 30.05.2019 г. – 270 дней

Согласно новой редакции Положения – 180 дней

Применяется ПП–4348 от 30.05.2019 г. Сохраняется привилегированное положение.

Экспортные операции

Организации электротехнической промышленности

Согласно ПП-4348 от 30.05.2019 г. – 180 дней

Согласно новой редакции Положения – 180 дней

Сроки идентичны. Ничего не изменится.

Учредители – резиденты Узбекистана, экспортирующие в адрес организаций за рубежом (торговые дома, торговые представительства, дочерние предприятия, фирменные магазины, дилерские сети и консигнационные склады)

Согласно ПП-3351 от 3.11.2017 г. – не установлен (обозначены лишь как исключение из общеустановленного 120-дневного срока)

Согласно новой редакции Положения – 180 дней

Ничего не изменится

члены ТПП, экспортирующие в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты

Остальные экспортеры

Согласно ПП-3351 от 3.11.2017 г. – 120 дней

Согласно новой редакции Положения – 180 дней

Применяется ПП-3351 от 3.11.2017 г. Наиболее многочисленная группа субъектов ВЭД оказывается в невыгодном положении.

 

И еще один вопрос, который может возникнуть у субъектов ВЭД. Какие сроки применяются к текущим контрактам, действие которых приходится на периоды до и после вступления в силу нового Положения? Согласно статье 31 Закона «О нормативно-правовых актах» НПА не имеют обратной силы и применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие. Поэтому все зависит от того, когда заключен внешнеэкономический контракт. Если до 16 августа, применяются сроки, указанные в действующей редакции Положения, с 16 августа – новой.

 

Штрафы: та же система плюс «бонусы»

 

Система штрафов сохраняется в действующем виде, несмотря на то, что ранее ее планировали изменить. Как и сейчас штраф будет взыскиваться, если требования по ввозу и оформлению товаров, выполнению работ и оказанию услуг (импорт) либо поступлению валютной выручки (экспорт) не исполняются дольше 30 банковских дней (для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства – 60) после истечения установленных сроков. Сумма штрафа увеличивается по нарастающей в зависимости от продолжительности просрочки: до 180 дней – 10%; от 180 до 365 дней – дополнительно 20%; более 365 дней – дополнительно 70%. 

 

Однако в новой редакции Положения прописан широкий перечень случаев, когда штрафы за просроченную дебиторскую задолженность по внешнеторговым операциям не применяются:

а) к сумме полностью или частично репатриированных активов (см. ст. 11 З-на «О валютном регулировании») по договорам, указанным в заявлении о наложении штрафа;

б) если сроки поставки оборудования и (или) комплектующих установлены в условиях импортных контрактов на их поставку на срок более 180 календарных дней в зависимости от их технических характеристик и специфики;

в) при предъявлении в отношении товаров, вывезенных на имя иностранного предприятия, справки об их:

  • уничтожении вследствие признания непригодными при транспортировке и хранении по причинам, не зависящим от экспортера и иностранного предприятия;
  • конфискации импортирующим госорганом под таможенным контролем таможенного органа страны, в которой они находятся.

 

Действующее ограничение на взыскание штрафов повторно по одному и тому же предмету задолженности и текущему объему экспорта, импорта товаров (работ, услуг) – сохраняется.

 

К тому же, «штрафникам» станет доступна новая опция – оплата штрафа ежемесячными платежами в рассрочку. Воспользоваться ей можно, если сумма штрафа превысит 20% от суммы текущих активов юрлица-резидента на последнюю отчетную дату. Период рассрочки – 6 месяцев с даты принятия решения о взыскании штрафа.

 

Механизм – более прозрачный

 

Действующее Положение описывает лишь порядок межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов в процессе взыскания штрафов. По сути, все происходит кулуарно, сами субъекты ВЭД в процесс никак не вовлечены и повлиять на ход событий не могут.

 

В новой редакции этот минус устранен, новый механизм – прозрачен. В частности, экспортерам и импортерам – нарушителям налоговики будут направлять требование о наложении штрафа в письменной или электронной форме. В нем обязательно отражается:

  • полное наименование хозсубъекта, его ИНН;
  • дата и номер требования;
  • данные контракта: идентификационный номер и вид, страна и наименование иностранного партнера, вид валюты;
  • сведения о «дебиторке»: дата и сумма, дата и установленный ЦБ курс валюты, стоимость дебиторской задолженности в сумах;
  • меры, которые хозсубъект должен предпринять, получив требование, и отводимые на них сроки;
  • меры, которые будут приняты, если не устранить «дебиторку».

 

Требование направляется так, чтобы можно было подтвердить дату получения, либо в персональный кабинет налогоплательщика – при его наличии. Заказное письмо считается полученным через 5 дней после отправки, а при использовании персонального кабинета – на следующий рабочий день.

 

В течение 10 дней с даты получения требования хозяйствующий субъект должен представить в орган государственной налоговой службы информацию об устранении просроченной дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям или добровольной оплате штрафов, сопровождаемую письменными или электронными подтверждающими документами.

 

В требовании указывается штраф, исчисленный в сумах по курсу ЦБ на дату отправки. Если хозсубъект не «закрывает» задолженность по контракту, не платит добровольно или отказывается платить штраф, налоговый орган обращается в суд. Указанная в требовании сумма не пересчитывается, даже если обменный курс валют изменится.

 

Как мы уже писали, участники ВЭД, выполнившие установленные требования, не подвергаются штрафным санкциям, а уже взысканные штрафы – им должны вернуть. Для возврата хозсубъект подает заявление, а сумма перечисляется на его банковский счет:   

  • Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре – если она хранится на его депозитном счете;
  • Казначейством Минфина – если была перечислена в Госбюджет. В этом случае нужно решение налогового органа о признании суммы переплатой (см. ст. ст. 104105 НК).

 

После того, как решение суда вступит в силу, сумма наложенного штрафа отражается в личной карточке хозсубъекта. Она признается налоговой задолженностью, к которой применяются меры по принудительному взысканию (см. Главу 15 НК).

 

Олег Заманов.


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_