Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак считать налог на прибыль, если ПУ не получает дохода в Узбекистане Как оформить ЭТТН, если в пути груз перекладывается в другой транспорт Как реагировать на отказ в приеме декларации о совокупном годовом доходе С 1 мая 2024 года увеличивается величина минимальных потребительских расходов Как представить отчетность по налогу с оборота

Состоялось сорок восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса

21.12.2023

Читать на узбекском языке

20 декабря 2023 года в Ташкенте состоялось сорок восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

На заседании рассмотрен Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год».


В ходе обсуждения отмечалось, что темпы роста ВВП в экономике страны в 2024 году ожидаются на уровне 5,6-5,8%. Закон сформировал консолидированный бюджет с дефицитом в размере 52,6 трлн сумов или 4% по отношению к ВВП, запланировав доходы консолидированного бюджета в 2024 году в размере 375 трлн сумов, а расходы – в размере 427,6 трлн сумов.

 

Доходы Госбюджета составили 270,4 трлн сумов, а расходы с учетом трансфертов в государственные целевые фонды – 312,9 трлн сумов.

 

Социальная направленность бюджетных расходов сохранится и в следующем году и на образование, здравоохранение, социальную защиту, развитие науки, культуры и спорта, обеспечение жильем нуждающихся и другие социальные мероприятия будет направлено около 50% от общих расходов Государственного бюджета или 151,5 трлн сумов.

 

Также рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2024 год».

 

В Законе определяются основные направления налоговой политики на 2024 год, предусматривающие повышение конкурентоспособности отечественных производителей, совершенствование порядка налогообложения самозанятых лиц, обеспечение непрерывности цепочки НДС, эффективному и рациональному использованию природных богатств, индексация налоговых ставок, установленных в абсолютной сумме исходя из ожидаемого уровня инфляции.

 

Сроки хранения налоговой отчетности и предъявления иска по налоговым обязательствам в целях упрощения ведения бизнеса сокращаются и устанавливаются вместо пяти лет три года.

 

Для создания удобств для налогоплательщиков, чтобы не требовать излишних документов и сокращения их временных и денежных затрат упраздняется полномочие налоговых органов по истребованию документов у налогоплательщиков (налогового агента).

 

Законом предусматривается, что самозанятые лица уплачивают налог на доходы, полученные в результате трудовой деятельности или от реализации товаров (услуг), в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей, со дня их превышения ста млн сумов в течение налогового периода. 

 

Сенаторы рассмотрели Закон «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год».

 

Ранее утвержденный Законом предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан изменяется с 3% до 5,5%.

 

В целях компенсации возникших дополнительных расходов Законом также изменен предельный объем вновь подписываемых годовых соглашений по привлечению внешних заимствований на 2023 год от имени правительства и под гарантию Республики Узбекистан с $4,5 млрд до $5,5 млрд.

 

Выделяется 500 млрд сумов на расходы, связанные с переводом и модернизацией системы теплоснабжения государственных объектов социальной сферы на угольное топливо на основе ГЧП.

 

После этого обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «Об оказании юридической помощи за счет государства».

 

Законом вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, направленные на определение порядка обеспечения участия адвоката по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и в иных случаях, предусмотренных законом для оказания юридической помощи лицам, имеющим право на получение юридической помощи за счет государства.

 

Активно обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине», направленных на создание более благоприятных условий для граждан при обращении в административные суды».

 

В Закон «О государственной пошлине» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие порядок взыскания государственной пошлины с виновной стороны по результатам рассмотрения дела, без предварительного взыскания государственной пошлины с граждан при обращении в административные суды на решения, действия (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц, а также изменение, предусматривающее снижение размера указанной ставки государственной пошлины.

 

Затем обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О неплатежеспособности».

 

Законом вносятся изменения и дополнения в законы и кодексы Узбекистана, предусматривающие уточнение признаков неплатежеспособности физических и юридических лиц, а также оснований для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о неплатежеспособности.

 

В частности, вместо термина «банкротство» в кодексах и законах вводится термин «неплатежеспособность», подразумевающий финансовое оздоровление субъектов предпринимательства, находящихся в экономически неблагополучном состоянии.

 

Также в Уголовном кодексе устанавливается уголовная ответственность за лженеплатежеспособность и преднамеренную неплатежеспособность.

 

В Гражданский кодекс вводится новая норма о неплатежеспособности физического лица (статья 261), согласно которой физическое лицо может быть признано судом неплатежеспособным при неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить свои обязанности по налогам и сборам.

 

Сенаторами рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы оказания государственных услуг и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства».

 

Законом в ряд документов вносятся изменения и дополнения, предусматривающие отмену требования о предоставлении копий платежных документов об уплате государственной пошлины, сборов или иных платежей, за рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, государственными органами и иными организациями или государственную регистрацию.

 

Законом также упрощается процедура включения юридических лиц в Реестр частных агентств занятости.

 

Согласно изменениям и дополнениям, вносимым в Закон «О государственной пошлине», Центрам государственных услуг от органов юстиции передаются функции по регистрации (перерегистрации) адвокатских бюро, адвокатских фирм и коллегий адвокатов и перерегистрации юридических консультаций, а также уменьшаются размеры государственных пошлин, уплачиваемых за регистрацию.

 

На пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на улучшение условий для расширения покрытия Интернетом и связью на территории республики».

 

Документом вносятся изменения в законы «О государственной пошлине» и «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», предусматривающие дополнение существующих подвидов лицензионной деятельности, касающихся подвижной радиотелефонной (радиотелефонной, транковой) связи, таким видом деятельности как проектирование, строительство, эксплуатация и оказание услуг сетей подвижной спутниковой связи на территории республики, а также уточнение наименования республиканского органа исполнительной власти.

 

На заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

 

Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривают отмену ограничений, касающихся прямого обжалования предпринимателями в суд решений, принятых по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита налоговых органов, и расширение возможностей обращения в суд.

 

Наряду с этим обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

 

В Кодексе об административной ответственности устанавливается административная ответственность за разработку проектной документации, приводящей к вырубке, раскорчевке, повреждению или уничтожению ценных видов деревьев и кустарников.

 

Также усиливаются меры административного взыскания за незаконную вырубку, раскорчевку и повреждение деревьев и исключаются дублирующие нормы.

 

Законом предусматривается применение финансовых санкций к юридическим лицам за незаконную вырубку или уничтожение ценных видов деревьев и кустарников.