Утвержденная Указом Президента Программа мер1 по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития в комплексе с другими мероприятиями также предусматривает усиление роли судебных органов в защите интересов частных предпринимателей. Принятый в 1997 году Хозяйственный процессуальный кодекс (ХПК) является основой осуществления судопроизводства в хозяйственных судах. С развитием и диверсификацией национальной экономики в более чем 60 статей ХПК на основании 9 законов были внесены изменения и дополнения различного характера. Между тем, в условиях растущего количества споров и обращений в суды, а также для соответствия веяниям времени, есть необходимость в постоянном мониторинге ХПК.
В соответствии со статьей 46 Закона «О судах» Пленум Высшего хозяйственного суда уполномочен давать разъяснения по применению норм законодательных актов в виде постановлений. В постановлениях Пленума разъясняется порядок применения таких норм, которые допускают различное толкование и применение, имеют двоякий смысл. Целью разъяснений является достижение единого понимания и применения той или иной нормы и, в конечном итоге, формирования единой судебной практики. Более десятка постановлений Пленума посвящено вопросам применения норм ХПК и других законов, содержащих процессуальные нормы.
В ходе осуществления правоприменительной деятельности нередко выявляются пробелы в процессуальном законодательстве, которые необходимо восполнять. В этих целях Высший хозяйственный суд (ВХС) вносит на рассмотрение нижней палаты Парламента законопроекты о внесении изменений и дополнений в ХПК. Однако, в силу сложности и длительности этих процедур и необходимости принятия срочных мер по устранению пробелов в процессуальном законе, в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, Пленум ВХС в своих постановлениях дополняет законодательство.
В результате анализа постановлений Пленума ВХС обнаружены положения, которые фактически дополняют ХПК, но вместе с тем не являются нормативно-правовыми актами и, соответственно, не могут устанавливать новые правила поведения − нормы. В связи с этим все подобные положения должны быть «легализованы» путем имплементации их в ХПК и некоторые другие законы, содержащие нормы, регулирующие процессуальные правоотношения.
Для дальнейшего совершенствования хозяйственного судопроизводства, устранения дублирований и противоречий, а также в целях полной реализации таких принципов правосудия, как доступность, прозрачность, открытость, состязательность, равенство сторон, в рамках совместного проекта Верховного суда, Агентства США по международному сотрудничеству (USAID) и Программы развития ООН «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане» (далее − Проект) ведется работа по улучшению процессуального законодательства.
Справка: Проектом расширяется информационная система электронного судопроизводства «E-SUD», которая будет внедряться в восьми судах по гражданским делам города Ташкента и столичной области.
Первый модуль системы был разработан Верховным судом при поддержке Программы развития ООН в 2013 году. Учитывая необходимость дальнейшего расширения информационной системы электронного судопроизводства «E-SUD», в ноябре 2014 года состоялся запуск проекта «Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане».
Система «E-SUD» базируется на веб-портале, с помощью которого можно обращаться в любой подключенный к системе суд. Через персональный кабинет пользователь может отслеживать изменения по личному делу. При подаче документов в суды система запрашивает необходимую информацию. Заявления поступают в базу данных, откуда к ним получают доступ судьи и сотрудники судов. Веб-портал позволяет автоматизировать направление судебных актов на адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, а отдельные виды уведомлений — на мобильные телефоны.
Внедрение модулей системы «E-SUD» позволит установить полноценную вертикаль судопроизводства в стране. Под руководством Верховного суда данная система расширяется, разработанное проектом техническое задание на создание модуля по рассмотрению гражданских дел в судах апелляционной инстанции прошло экспертную оценку Мининфокома и было рекомендовано к созданию. В ближайшее время также планируется разработка дополнительного программного обеспечения для судов кассационной и надзорной инстанций.
Основой всей работы является сравнительный анализ положений постановлений Пленума ВХС и норм ХПК, в ходе которого исследуется около 30 постановлений Пленума. На сегодняшний день эксперты проекта имеют предварительные выводы о необходимости внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты. В частности, ХПК, законы «О банкротстве» и «О третейских судах» могут быть по выводам экспертов усовершенствованы, что положительно отразится на ведении бизнеса в стране.
Специалистами проекта, совместно с экспертами из Высшего хозяйственного суда, разрабатываются сравнительные таблицы постановлений Пленума ВХС, ХПК и постановлений Правительства, аналитическая записка о необходимости гармонизации хозяйственного процессуального законодательства, а также предварительные проекты нескольких нормативно-правовых актов. В частности, экспертной командой разрабатывается законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», проект постановления Кабмина «О внесении изменений и дополнений в Ставки государственной пошлины» и др.
Экспертами предлагаются дополнения в статьи, регулирующие такой важный институт хозяйственного судопроизводства, как судебное решение, являющееся важным процессуальным документом, поскольку он является окончательным актом правосудия. Учитывая это, процессуальное законодательство должно четко регламентировать правила его изложения, т.к. решение суда не может быть двусмысленным, допускающим разночтения. Кроме того, решение суда не может быть привязано к наступлению каких-либо особых условий или обстоятельств. Однако статья 135 ХПК предъявляет лишь два требования к содержанию решения: законность и обоснованность. Данный пробел восполнен Постановлением Пленума ВХС № 161 «О судебном решении», в пункте 8 которого установлены дополнительные требования, предъявляемые к судебным решениям. На основании данного пункта предлагается дополнить статью 135 ХПК нормами о том, что не допускается принятие альтернативных решений, а также решений под условием, постановка решения в зависимость от наступления или ненаступления каких-либо обстоятельств, выполнения стороной в будущем каких-либо действий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Также предлагается дополнить отдельные статьи Закона «О третейских судах» и дополнить ХПК главой, призванной урегулировать процедуру рассмотрения дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и международных коммерческих арбитражей. Результаты исследования, а также соответствующие предложения после полной доработки будут переданы для рассмотрения в ВХС.
Ожидается, что законопроект будет способствовать дальнейшему развитию и гармонизации хозяйственного процессуального законодательства и других отраслей права, а также улучшению процедур отправления правосудия с учетом наработанной хозяйственными судами практики. Кроме того, принятие в обозримом будущем в указанном формате закона позволит обеспечить более усовершенствованную судебную защиту прав и интересов субъектов предпринимательства и четкую регламентацию процессуальной деятельности судей при рассмотрении ими экономических споров.
Эркин АБДУРИЗАЕВ,
руководитель совместного проекта Верховного суда,
Агентства США по международному развитию (USAID)
и Программы развития ООН (UNDP)
«Партнерство в сфере верховенства закона в Узбекистане».
Публикации по теме:
Что нового для предпринимателей в Высшем хозяйственном суде?
Изменены составы Верховного и Высшего хозяйственного судов республики
Оптимизировать процедуру разрешения споров
* Подробная и иная необходимая информация, а также интересные примеры, связанные с тематикой разрешения вопросов в судах, − на сайте www.norma.uz/
1 Указ Президента от 15 мая 2015 года № УП-4725.