Торгово-промышленная палата высказала свою позицию по проекту о порядке аттестации сотрудников госорганов, контролирующих бизнес.
Специалисты ТПП провели общественную экспертизу проекта Положения о порядке проведения аттестации должностных лиц контролирующих органов по предоставлению права на проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства. Краткий обзор этого проекта мы публиковали ранее.
В ходе экспертизы выявлены нормы, которые могут негативно сказаться на предпринимательской деятельности (см. таблицу ниже).
Порядковый № пункта проекта |
Текст пункта проекта |
Мнение ТПП |
пункт 5 |
Аттестация сотрудников проводится контролирующим органом с установленной периодичностью, но не реже одного раза в три года. |
Отсутствие конкретного срока может позволить определять периодичность аттестации руководством контролирующего органа по своему усмотрению, тем самым создать почву для злоупотребления и поставить сотрудника в зависимое положение. |
абзац второй пункта 7 |
Приказом руководителя контролирующего органа в его подразделениях на местах могут создаваться территориальные или межрегиональные аттестационные комиссии. В этом случае председателем территориальных и межрегиональных аттестационных комиссий является начальник подразделения контролирующего органа на местах. |
Не указан статус данных территориальных и межрегиональных аттестационных комиссий, а также не регламентирован порядок осуществления их деятельности. |
пункт 31 |
В случае выявления фактов правонарушений в ходе проверки деятельности субъектов предпринимательства сотрудником (по всей видимости, имеются ввиду факты совершения сотрудником правонарушений – ред.), предоставленное ему право на проведение проверок аннулируется аттестационной комиссией, и он привлекается к ответственности в порядке, установленном законодательством. |
Не регламентированы основания, порядок проведения и обжалования решения об аннулировании права на проведение проверок, что может предоставить право аттестационной комиссии, в полномочия которой не входит указанная функция, по своему усмотрению определять факт совершения правонарушения.
Более того, в законодательстве предусмотрен соответствующий порядок подтверждения факта совершения правонарушения (например, в судебном порядке, служебная проверка). |
Палата также внесла концептуальное предложение по проекту. Для определения уровня знаний аттестуемых желательно внедрить предварительное тестирование. Проводить его следует за неделю до аттестации по утвержденному комиссией перечню вопросов.
Тестирование должно проходить в электронном виде с использованием соответствующего программного обеспечения при участии наблюдателей, а весь процесс – фиксироваться видеонаблюдением. Ответы на тесты следует автоматически в онлайн-режиме направлять в базу данных рабочего органа для проверки. Этим можно обеспечить объективность и прозрачность процедуры.
Таким образом, до личной беседы с аттестационной комиссией (формат аттестации в рамках проекта, ред.) будут допускаться только сотрудники, набравшие по итогам тестирования необходимый балл.