Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак вести торговлю на территории зоны свободной торговли «Международный торговый центр Термез» Какую ставку НДС применить при наличии соглашения о разделе продукции Как рассчитать и уплатить акцизный налог при импорте товаров
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Трансфертное ценообразование в Узбекистане: опыт и практические советы компании «Мариллион»

Трансфертное ценообразование в Узбекистане: опыт и практические советы компании «Мариллион»

14.08.2024

«Мариллион» – международная компания с более чем 30-летней историей, которая предоставляет услуги в области бухгалтерского сопровождения, расчета заработной платы, кадрового администрирования, а также трансфертного ценообразования.


Одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является введение новых правил трансфертного ценообразования в Узбекистане 2022 года, которое вызвало много вопросов у налогоплательщиков. В то же время компании адаптировались к изменениям и выработали эффективные стратегии для соблюдения требований. Александра Коровкина, менеджер по трансфертному ценообразованию «Мариллион», рассмотрела ключевые аспекты законодательства и поделилась практическими рекомендациями для бизнеса.

 

С 1 января 2022 года в Республике Узбекистан (РУз) вступили в силу правила трансфертного ценообразования (ТЦО) в рамках Раздела VI Налогового кодекса Республики Узбекистан (НК РУз). Данный раздел регламентирует подачу отчетности, в частности, предоставление документации о контролируемых сделках для налоговых целей, проведение налоговых проверок трансфертных цен, самостоятельных корректировок и заключения соглашений о ценообразовании. Вступившее в силу законодательство является масштабным нововведением и затрагивает всех налогоплательщиков, относящихся к холдинговым структурам.


Известно, что основные правила ТЦО в Узбекистане были созданы с учетом методологических документов по трансфертному ценообразованию, особенно значимым здесь является руководство ОЭСР. Кроме того, на местные правила повлиял опыт других стран СНГ.

 

Поначалу, когда налогоплательщики впервые столкнулись с новым законодательством по ТЦО, такие существенные нововведения вызывали большое количество вопросов из-за отсутствия налаженных процессов работы по данному направлению. При этом сейчас, спустя 2 года действия правил Раздела VI НК РУз, мы видим, что у клиентов уже выстроилась базовая последовательность шагов для соблюдения стандартных требований: от определения перечня контролируемых сделок до подачи уведомления и подготовки документации по ТЦО за отчетный период.

 

Следующим этапом адаптации к нововведениям, по нашему мнению, является вопрос о сближении коммерческого ценообразования с налоговым. К такому принципу стремятся холдинговые структуры по всему миру, так как формирование цены сделки с учетом принципов ТЦО в будущем позволяет исключить неожиданные результаты по итогам года и усилить позицию налогоплательщика в случае возникновения вопросов со стороны налоговых органов. В качестве примера можно привести ситуацию со сделками по реализации товаров через дистрибьютора с ограниченными функциями и рисками («Limited Risk Distributor»). При заключении такого рода сделок для целей следования методологии ТЦО мы рекомендуем своим клиентам идти по следующему алгоритму:

  • Проведение функционального анализа: вывод, что дистрибьютор соответствует модели «Limited Risk Distributor»;
  • Выбор методологии ТЦО для установления цены сделки: подход «resale minus», при котором расчет цены реализации основывается на корректировке цены реализации в адрес третьих лиц на величину нормы прибыли дистрибьютора и его плановых расходов на осуществление данной сделки;
  • Определение нормы прибыли дистрибьютора: проведение сравнительного исследования в соответствии с требованиями ст. 187 НК РУз на основании финансовых данных, доступных на момент установления цен, по результатам — применение наиболее безопасного значения рентабельности (например, медианного);
  • Расчет цен поставок исходя из полученного рыночного интервала и плановых расходов дистрибьютора;
  • Проведение мониторинга фактической рентабельности дистрибьютора на периодической основе: при необходимости проведение корректировок цен реализации последующих поставок.

 

Аналогичные алгоритмы можно применять и к более сложным сделкам, например, связанным с реализацией углеводородов, где цены формируются формульным методом с применением рыночных индикативов и корректировкой на дифференциал. Как мы уже отметили выше, такой подход имеет прикладной эффект для компаний, так как соблюдение законодательства по ТЦО позволяет налогоплательщикам оптимизировать налоговую нагрузку и повысить эффективность своей деятельности в целом.

 

Следование локальным требованиям является важным аспектом налогового планирования и финансовой стратегии компаний в Узбекистане. Компания «Мариллион» имеет большой опыт работы в части ТЦО: за последние 7 лет команда успешно реализовала более 300 проектов по ТЦО для компаний различных отраслей, среди которых представители производственного сектора, индустрии потребительских товаров, фармацевтики, продуктов питания и напитков и других сфер, и готова предложить свою помощь в решении данных вопросов.

 

«Мариллион» также предоставляет комплексные услуги бухгалтерского сопровождения, расчета заработной платы и кадрового администрирования. Задача компании – не просто качественно выполнить работу, а сделать для клиента гораздо больше, быть гибкими и проактивными в решении задач бизнеса.

 

Узнать больше или связаться с компанией можно по ссылкам:

Сайт «Мариллион»: https://marillion.uz/

 Telegram:  https://t.me/marillion_uz

   LinkedIn: https://www.linkedin.com/company/marillion-uzbekistan

 

Реклама