Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возврата

Трансформация и приватизация госпредприятий: новый этап реформ

28.05.2021

Читать на узбекском языке

Ускорение трансформации госкомпаний, приватизация, а также сокращение участия государства в экономике являются приоритетными направлениями структурных преобразований.

 

О том, как реализуется Стратегия управления и реформирования государственных предприятий рассказал директор Агентства по управлению государственными активами Акмалхон АРТЫКОВ.

 

– К чему приводит высокая доля государства в экономике страны?

 

– Прежде всего, высокий уровень участия государства в экономике препятствует развитию здоровой конкурентной среды.  Без осуществления прозрачного процесса приватизации, мы не сможем завоевать доверие отечественных и иностранных инвесторов. А не осуществив меры по трансформации госпредприятий, не сможем повысить их привлекательность.

 

В качестве примера могу отметить, что в настоящее время практически каждый госорган и органы местной власти являются учредителями предприятий. Так, число предприятий с госучастием на сегодня составляет более двух с половиной тысяч (2 541), из которых половина созданы в форме унитарного предприятия (1 210). Подавляющее большинство предприятий с госучастием являются неэффективными, что еще раз подтверждает то, что государство не является хорошим менеджером.

 

Присутствие государства в экономике республики по-прежнему остается высоким и составляет порядка 55%. К примеру, в Южной Корее этот показатель составляет 22%, в Германии – 18%, в США – 11 и в Японии – 5%.

 

В этой связи разработана «Стратегия по управлению и реформированию предприятий с государственным участием на 2021–2025 годы», которая утверждена Правительством 29 марта текущего года.

 

– Какие меры предусматривается реализовать в рамках Стратегии?

 

Во-первых, сократить количество госпредприятий путем ограничения участия государства в сферах, где и так развита конкуренция и успешно функционирует частный сектор. Используя принцип «продай или объясни», при отсутствии обоснований по сохранению предприятия, оно подлежит ликвидации, преобразованию или реализации.

 

Во-вторых, будет обновлена нормативно-правовая база в сфере приватизации, управления и реформирования госпредприятий путем разработки законов «Об управлении государственным имуществом» и «О приватизации» в новой редакции. Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят ещё в 1991 году и нуждается в существенной доработке в соответствии с современными требованиями и реалиями.

 

В настоящее время данные проекты разработаны при содействии международных финансовых институтов (ЕБРР, Всемирный банк, АБР) и зарубежных экспертов. До конца текущего года Агентством госактивов будут приняты меры по их внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса.

 

В-третьих, государство не будет создавать новые госпредприятия без надлежащего обоснования. При этом все действующие унитарные предприятия будут поэтапно преобразованы или ликвидированы. Могу отметить, что в кратчайшее время вы увидите первые результаты реализации Стратегии в части поэтапной реорганизации и ликвидации порядка 600 госпредприятий.

 

В-четвертых, будет отменена практика предоставления эксклюзивных льгот и преференций, а также госгарантий для финансирования инвестиционных и иных проектов госпредприятий.

 

В-пятых, будут внедряться современные методы корпоративного управления и отменено специальное право участия государства в госпредприятиях, так называемая «Золотая акция».

 

В-шестых, деятельность органов управления и контроля предприятий с госучастием будет организована в соответствии с лучшей практикой корпоративного управления.

 

– Как внедряются принципы корпоративного управления?

 

– Начиная со следующего года будет внедрена практика избрания кандидатов в Наблюдательные советы на основе конкурса. Кроме того, доля независимых членов Набсоветов к 2025 году будет доведена до 30%.

 

Исполнительный орган также будет формироваться на конкурсной основе со сроком полномочий до трех лет. При этом оценка деятельности членов Набсовета и исполнительного органа будет увязана с показателями корпоративного управления и ключевыми показателями эффективности (КПЭ).

 

– Каковы ожидаемые результаты от реализации Стратегии?

 

– До 2025 года будет поэтапно сокращено на 75% количество госпредприятий. Совместно с Министерством финансов будет обеспечено публичное размещение акций 20 госпредприятий через первичное (IPO) и вторичное (SPO) предложение (АО «Узметкомбинат», АО «АГМК», АО «Узнацбанк», АО «Узбекнефтегаз», АК «Народный банк», АО «Узагросугурта», АО «НГМК», АО «Узавтосаноат» и др.).

 

Кроме того, будет привлечено 100 иностранных менеджеров в органы управления госпредприятий.

 

– Что уже достигнуто и какие в ближайшее время госактивы будут продаваться?


–  Указом Президента, принятым в октябре 2020 года «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов» впервые был определен перечень госпредприятий, подлежащих трансформации. Также отменена практика реализации гособъектов по «нулевой» выкупной стоимости, утверждены перечни госпредприятий и объектов недвижимости, подлежащих приватизации.

 

Указом Президента от 11 февраля текущего года начата практика внедрения современных методов приватизации. В частности, в этот процесс начали привлекаться профессиональные организации, отменено  требование об обязательном установлении оценочной стоимости госактива как стартовая цена. При этом оценочная стоимость является ориентиром для реализации.

 

К концу первой половины этого года ожидается продажа более 550 госактивов, в том числе таких крупных имущественных комплексов как бизнес-центр «Poytakht», торговый центр «Малика», гостиницы «Ичан кала», административного здания в центре г. Ташкента.

 

Подходим к завершающему этапу реализации госдоли в компании «Coca-Cola Ичимлиги», до конца года планируем реализовать госдолю в «Узагроэкспортбанке» и «Пойтахт банке», в предприятиях «Ферганский НПЗ», «Кварц», «Трест-12», страховой компании «Кафолат», в виноводочных и масложировых предприятиях.

 

Для определения рыночной стоимости госактивов нами привлечены международно-признанные оценочные компаний (KPMG, Deloitte, PriceWaterhouseCoopers, Grant Thornton), которые осуществляют процесс оценки. Предприватизационная подготовка также осуществляется международно-признанными консалтинговыми компаниями.

 

Лола Абдуазимова.

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_