В предложениях по налоговой реформе, опубликованных в СМИ, есть не только различия, но и общие подходы. Об этом свидетельствует таблица, подготовленная экономическим обозревателем газеты «Налоговые и таможенные вести» Ж. Абдуллаевым.
(действующая система)
|
Концепция Национального агенства проектного управления (29 марта) |
Предложения Международного валютного фонда (gazeta.uz, mf.uz) |
Предложения автора |
Налог на прибыль (ставка 14%) и дивиденды (ставка 10%), учет вычитаемых (закрытый перечень) и не вычитаемых расходов (открытый перечень) |
Налогообложению подлежит распределенная прибыль по ставке 15% и дивиденды по ставке 10%, с сохранением налогообложения прибыли в отдельных отраслях |
Повысить ставку налога на прибыль (за счет снижения ставки налога на имущество) |
Налог на прибыль со ставкой 14%, с введением закрытого перечня не вычитаемых расходов. Налог с дивидендов – 10% |
НДС (ставка 20%), НДС не платят плательщики ЕНП, ЕЗП и ФН |
Снижение ставки НДС с 20% до 12%, с распространением обязанности его уплаты на все категории налогоплательщиков, включая ИТД с оборотом свыше 1 млрд. сум, с созданием полноценной системы зачета налога, с освобождением от уплаты оборотов по реализации произведенных сельхозпродукции и отдельных продовольственных товаров |
Поэтапный отказ от использования порога на численность сотрудников и переход на порог, основанный на обороте – в диапазоне 750-800 млн сумов. Должен применяться в т.ч. и к оптовой, розничной торговле, к общепиту и сельхоз производителям, платным финансовым услугам (в т.ч. банков), поставщикам газа и воды.
Разрешить зачет на входной НДС по закупаемым механизмам и оборудованию |
Распространить НДС для всех плательщиков (в т.ч. на сельхозпредприятия) с оборотом свыше 1 млрд. сум.
Введение зачета НДС по получаемым основным фондам.
Снижение ставки НДС до 16% поэтапно |
НДФЛ (ставки от 0 – 22,5%), ЕСП (ставки 15% и 25%), платежи в соцстрах (ставка 8%) |
Объединение НДФЛ, ЕСП и страховых взносов в единый налог на доходы физических лиц с плоской шкалой в 25% |
Поддерживать текущую структуру НДФЛ, включая ее прогрессивность и установленные ставки.
Рассмотреть возможность гармонизации социальных выплат и страховых взносов для самостоятельно занятых и нанимаемых работников |
Объединить НДФЛ с платежами в соцстрах.
Налогообложение ФОТ осуществлять по одному из предлагаемых двух вариантов:
1-вариант – разбить ставку в 25% на: 12,5% в виде ЕСП платит юридическое лицо и 12,5% в виде НДФЛ платит физическое лицо;
2–вариант – разбить ставку в 25% на: 8% в виде ЕСП платит юридическое лицо и по прогрессивной шкале 0%, 7,5% и 17% платит физическое лицо |
Налог на имущество (ставка 5%), облагается недвижимое имущество |
Поэтапное снижение ставки в 2019 г. – до 2,5% и до 2021 г. до 1%. Исключение из объекта налогообложения зданий и сооружений |
Снизить ставку налога на имущество. Постепенно заменить налог на имущество (с дальнейшим увеличением налога на прибыль) на налог на собственность по рыночной стоимости недвижимости |
Снизить ставку налога на имущество. Сохранить объект налогообложения – недвижимое имущество |
Акцизы местные: алкоголь, табак, масло, нефтепродукты, газ. Импортные – широкий перечень |
Поэтапная унификация видов и ставок акцизов на производимые и импортируемые товары, а также сокращение видов акцизного налога |
Уравнять ставки акцизов на импорт и внутреннее производство. Устранить многие акцизы на импорт, сохраняя на алкоголь, табак, транспортные средства и нефтепродукты |
В целях покрытия убытков от снижения других налогов:
По импортным товарам сохранить ставки акцизов по товарам, которые производятся в республике |
ЕНП (средняя ставка 5%) |
Субъектами малого бизнеса признаются юридические лица с оборотом не более 1 млрд. сум, которые уплачивают налог с выручки (вместо ЕНП) в размере 5%.
Расширение круга плательщиков земельного налога и налога на имущество юридических лиц, поэтапное внедрение в течение пятилетнего периода налога на недвижимость |
Использовать тот же самый порог оборота по НДС. Малые предприятия с оборотом ниже порога НДС должны по-прежнему подвергаться упрощенному налоговому режиму с единым налогом на основе оборота |
Субъектами малого бизнеса признаются лица с оборотом не более 1 млрд. сум и численностью работников не более 100 человек (сейчас до 250). Превышающие критерии переходят на общеустановленную систему налогообложения, не превышающие – уплачивают ЕНП. При этом ставку ЕНП сделать единой для всех плательщиков в размере 5%.
Введение для малого бизнеса наряду с земельным налогом уплату налога на имущество |
ЕЗН (ставка 0,95%) |
Сохранение действия упрощенного порядка по единому земельному налогу |
– |
Сохранение действия упрощенного порядка по единому земельному налогу. При превышении оборота в 1 млрд сумов предприятие должно уплачивать НДС |
ФН (ставки фиксированные) |
Индивидуальные предприниматели, годовой оборот которых превышает 1 млрд сумов, переводятся на общеустановленную систему налогообложения без изменения организационно-правовой формы |
Поддерживать фиксированный налоговый режим, но при этом, постепенно отменяя эту систему, которой пользуются определенные профессии, сохраняя при этом малые обороты |
Фиксированный налог могут платить только представители ограниченного числа профессий, выполнение которых возможно одним работником. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей и другим видами деятельности, привлекающие работников по найму, должны платить налоги, установленные для малого бизнеса (ЕНП и др.) |
Отмена и объединение налогов |
Отмена платежа в госфонды, отмена налога на сверхприбыль и перевод на уплату роялти |
Отмена платежа в госфонды и налога на сверхприбыль |
Отмена платежа в госфонды.
Замена налога на сверхприбыль (в части готовых продуктов), налога на потребление бензина…, платы за использование абонентского номера акцизным налогом |
Льготы по налогам |
Инвентаризация и отмена неэффективных льгот |
Отдать предпочтение инвестиционным субсидиям перед налоговыми каникулами |
Инвентаризация и отмена неэффективных льгот |
Администрирование |
совпадают |
совпадают |
совпадают |
Сроки ввода предложений |
Одномоментно |
Поэтапно |
Поэтапно |
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_Редакция газеты "Частный Сектор" :
Мы благодарим господина Абдуллаева Ж. за предложенный формат, и предлагаем читателям свой вариант сравнительной таблицы.
В отличие от Нормы не считаем актуальным озвучивать позицию МВФ по вопросу налоговой реформы.
Причина – «коренные, глубинные интересы кредитора не всегда соответствуют заявленным», и, обычно, очень далеки от реальных целей «заёмщика».
http://dom.uz/articles/u-razlichnykh-predlozheniy-po-nalogovoy-reforme-mnogo-obshchego/