Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • «Ведение бизнеса» в Узбекистане: прогнозы специалистов на ближайшие 2 года

«Ведение бизнеса» в Узбекистане: прогнозы специалистов на ближайшие 2 года

16.10.2015

 Международный рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business) ежегодно составляется Всемирным банком, сравнивает 189 стран мира по 10 индикаторам благоприятности ведения бизнеса. В этом Рейтинге в прошлом году  Узбекистан занял 141-е место (в 2014 г. – 149-е место).

 

Со времени составления Рейтинга 2015 года дополнены и изменены свыше 40 законодательных актов в сфере предпринимательства. Как эти нововведения повлияют на улучшение делового климата Узбекистана и как изменятся позиции страны в Рейтинге 2016–2017 годов? На это попытались ответить эксперты совместного проекта ТПП и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)», говорится в сообщении ТПП.

 

При оценке специалисты Всемирного банка учитывают не только нормы, закрепленные в законодательстве, но и практическую их реализацию. Несмотря на то, что показатели Узбекистана в Рейтинге улучшились, некоторые индикаторы «потеряли» вес. Так, понижение наблюдается по таким пунктам как: регистрация предприятия, получение разрешения на строительство, получение кредитов и разрешение неплатежеспособности. Это объясняется тем, что принимаемые законы, изменения и дополнения не всегда действуют, потому что не содержат конкретных механизмов реализации имеющихся в них норм. Повлияло и то, что соответствующие подзаконные акты, без которых положения этих законов просто не могут работать издаются несвоевременно или не издаются вообще. Об этом говорилось на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, проведенном 23 января 2015 года. Поэтому очень важно обеспечить исполнение на местах принятых норм законодательства, усовершенствовать правоприменительную практику, включая национальную систему оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность.

 

Эксперты Проекта провели сравнение на основе методологии Всемирного банка, норм национального законодательства с практикой их применения. Они определили количество и продолжительность формальностей, которые проходит обычная компания в Узбекистане в течение одного года. Так, по итогам исследования выявлено, что разница в количестве формальностей (56 документов и процедур) и продолжительности (228 дней) свидетельствует, что, несмотря на все принимаемые меры по кардинальному улучшению деловой среды, практика применения норм еще не на достаточно высоком уровне. Решением данной проблемы стал Закон  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» от 20.08.2015 г. № ЗРУ-391, предусматривающий внесение изменений в законодательство (10 кодексов и 33 закона).

 

Основываясь на методологии оценки Всемирного банка, фактические сроки могут превышать установленные законодательством. Так, согласно установленным правилам, прохождение процедур регистрации бизнеса, постановки его на учет в налоговых и статистических органах, изготовление печати, открытие счета в банке, постановка на учет в Народном банке составляют 5,5 дня. Но эти процедуры по данным Всемирного банка занимают 7,5 дня. Понятно, что без этих процедур бизнесом заниматься невозможно, но фактический срок превышает заявленный.

 

Несмотря на имеющуюся возможность у предпринимателей пройти отдельные из указанных процедур одновременно, методологией Всемирного банка их количество формируется путем сложения каждой процедуры отдельно. А те процедуры, которые можно пройти, заполнив только одну форму документа онлайн, учитываются как одна процедура. Однако и здесь оцениваются возможности заявителя пройти все процедуры без перехода по интерактивным ссылкам на другие веб-сайты, иначе каждый переход считается за отдельную процедуру. В этой связи немаловажным является и обеспечение надлежащей интеграции ведомственных информационных ресурсов и создание возможности единожды заполнить он-лайн один формуляр документа, сведения в котором могли быть достаточными для прохождения всех сопутствующих процедур для получения конкретной услуги, говорится в сообщении ТПП.

 

Планируется, что усиление контроля над чиновниками со стороны правоохранительных органов поможет сократить разрыв между теоретическим и практическим исполнением законодательства. Так, чиновники за увеличение издержек будут отвечать в соответствии с требованиями Уголовного кодекса и Кодекса об административной ответственности. Ответственность в отношении должностных лиц предусмотрена за нарушение порядка, а так же за нарушение временных дисциплин. Также пресечена возможность требовать справки, которые не нужны по законодательству. Упрощены и другие процедуры, имевшие раньше обязательный характер.

 

Эксперты Проекта рассмотрели, как эти изменения отразятся на Рейтинге 2016 и 2017 годов. Согласно опубликованным данным,  количество формальностей по сравнению с 2015 годом сократилось со 107 до 61, а время их реализации с 662 до 502 дней (в число формальностей включено строительство).

 

Вместе с тем, при сравнении Узбекистана с показателями Рейтинга ведущих стран, например, Сингапура, являющегося мировым лидером в части создания благоприятных условий для ведения бизнеса, свидетельствует о потенциале дальнейшего совершенствования и упрощения разрешительных, лицензионных и других административных процедур. К примеру, компания, функционирующая в Сингапуре, по 7-ми индикаторам, должна будет пройти всего 32 формальности и потратить 156 дней, что в 3,3 раза, или на 75 формальностей, меньше и в 4,2 раза, или на 506 дней, короче, чем в Узбекистане. В целях достижения уровня высокоразвитых стран необходимо в кратчайшие сроки провести полную детальную реорганизацию функциональных и операционных процедур госорганов, оказывающих услуги субъектам предпринимательства, – заключили эксперты Проекта.

 

Проект «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» является совместной инициативой ТПП и ПРООН и направлен на улучшение условий для ведения бизнеса путем внедрения онлайн-услуг, совершенствования нормативно-правовой базы, а также развития и продвижения инклюзивных бизнес-моделей.

 

Публикации по теме:


Обзор экономического развития региона представлен в Ташкенте


Все госуслуги предпринимателям будут в одном окне

 

Неправильно проверил бизнес – ответишь по Уголовному кодексу