С чего начать и с чем неизбежно придется столкнуться, внедряя МСФО на предприятии? На этот и другие вопросы по просьбе buxgalter.uz ответила заместитель председателя правления Федерации бухгалтеров Узбекистана, практик более чем с 20-летним опытом в сфере бухгалтерского учета и налогообложения Оксана ОГНЕВЧУК (CIPA, DipIFR):
– Каким организациям уже сейчас нужно внедрять МСФО?
– В ПП-4611 от 24.02.2020 г. говорится о том, что акционерные общества, коммерческие банки, страховые организации и юридические лица, отнесенные к крупным налогоплательщикам, начиная с итогов 2021 года должны составлять отчетность по МСФО. А хозяйственные общества с госдолей и государственные предприятия будут переходить на МСФО по графику, который должно ежегодно утверждать и публиковать на своем сайте Агентство по управлению государственными активами. К слову, такой список предприятий с госдолей на 2021 год там уже опубликован.
Кроме того, в Указе содержится требование о необходимости укомплектовать штат бухгалтерских служб специалистами, сертифицированными по международным программам. Ну или, как минимум, успешно сдавшими предмет «Финансовая отчетность по МСФО» в рамках таких программ.
– Многие компании еще в прошлом году в числе первоочередных мер по подготовке к переходу на МСФО направили своих бухгалтеров учиться. Но по словам специалистов, окончивших такие курсы, этого недостаточно, чтобы самостоятельно организовать внедрение МСФО в организации.
– Одно только направление бухгалтеров на обучающие предметные курсы и не могло обеспечить реализацию такого комплексного проекта для каждого предприятия, как внедрение МСФО. Это на самом деле и не бухгалтерская задача. У бухгалтера, даже – главного, может просто не хватить административного ресурса для решения такой задачи.
Составление отчетности по МСФО – это деятельность не вместо бухгалтерского учета, а в дополнение к нему. Это – специализированная область профессиональных услуг, требующая самой высокой квалификации и надлежащих компетенций.
На предприятиях, отчитывающихся по МСФО, обычно существуют специальные подразделения – своего рода «заказчики» для бухгалтерии в части сбора информации о хозяйственных операциях и экономических событиях, отражаемых в бухгалтерском учете. Специалисты таких отделов и устанавливают правила сбора и обработки данных, чтобы в результате можно было собрать все необходимое для включения в отчетность. Все эти правила и требования, включенные в учетную политику, и составляют методологию учета.
Но участие в сертификационных программах, безусловно, повышает квалификацию. И уж, конечно, не стоит останавливаться только на одном предмете. Знания по всем направлениям, включенным в сертификационные программы, необходимы для качественной самостоятельной работы в современной бухгалтерской профессии.
Что касается проекта «Внедрение МСФО», он может быть успешным, только если им будут управлять руководители самого высокого уровня. А то и – собственники, как основные выгодоприобретатели.
Читать далее на buxgalter.uz.