На днях в Министерстве юстиции республики прошла научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки в республике высококвалифицированных юридических кадров». Она была организована при содействии Германского фонда по международному сотрудничеству в сфере права (IRZ)[1], и направлена на обмен мнениями по правовому образованию на примере деятельности Ташкентского государственного юридического университета (ТГЮУ).
Ташкентский государственный юридический университет – альма-матер наших правоведов и реформы системы образования. В этом вузе сейчас можно получить специальности по государственному, уголовному, гражданскому, международному и предпринимательскому (бизнес) праву.
Начало серьезных преобразований в ТГЮУ положило Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров» (от 28.06.2013 г. N ПП-1990).
На основании Постановления Президента другими документами были введены и следующие изменения:
- уменьшены объемы предметов гуманитарного и социально-экономического характера с 23 до 17%, общеобразовательных с 50 до 42%, при этом увеличена доля специальных дисциплин с 10 до 30%. В результате количество предметов сократилось с 58 до 40, введены дисциплины «Юридическая техника», «Международный коммерческий арбитраж», «Транснациональное корпоративное право» и «Международное банковское и финансовое право» ;
- введены новые направления в магистратуре: право госуправления, налоговое и таможенное право, бизнес право, международное коммерческое право, право природных ресурсов, судебная экспертиза и криминалистика;
- увеличено число практических занятий и количество часов на самостоятельную подготовку;
- введена практика шифрования кодов индентификации промежуточных и итогового контроля;
- введена 100 балльная оценка ( итоговый контроль -50, промежуточный – 20, текущий – 30);
- отменены зачетки, и ввели электронная систему рейтингового подсчета;
- внедрена двухступенчатая система приема в магистратуру, включающая в себя тестовое испытание и письменный экзамен;
- квалификационная практика увеличена с 12 до 19 недель, в результате чего на 4-м курсе введен 8-й семестр «Квалификационной практики», а по итогам практик (стажировок) надо сдавать письменный экзамен;
- введены стажировки профессорско-преподавательского состава в судах и правоохранительных органах;
- и многое другое.
Интересными и актуальными были доклады участников конференции. Приведем из них некоторые отдельные моменты:
О.Хакимов, проректор по учебной работе Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, отметил, что суть всех методов обучения – ориентация студентов юридических вузов на самообразование, а в будущем на постоянную подпитку знаний новациями, т.к. действующая нормативно-правовая база находится в динамике. Имеющиеся активные формы должны дополняться интерактивными формами и самообразованием. Программы профессионального развития должны быть в каждом юридическом учебном заведении и центрах повышения квалификации. При этом образование не должно быть отделено от науки, а профессиональный уровень преподавателей должен мониториться на предмет профессионального развития.
Хорошей школой практических навыков стали юридические клиники, которые работают при ряде юридических вузов. Итоги их деятельности показывают, что не только социально уязвимые слои населения получают бесплатную правовую помощь, но и студенты-юристы имеют возможность на практике реализовать свои знания в различных отраслях права. Однако есть и одно «но»: не могут они принять достаточно большое число студентов и магистрантов в качестве консультантов.
И. Хамедов, профессор Университета мировой экономики и дипломатии (УМЭД) высказал мнение о том, что реформы в правовой сфере предъявляют новые требования как к самим кадрам, так и системе подготовки в сфере юридического образования. Практика и теория разнятся потому, что часто преподавание – это набор юридических норм и информации, которые не могут быть реализованы в связи с отсутствием процесса их «прикрепления» к реальной правовой ситуации.
Наша молодежь хочет получить юридическое образование, но мотивация его видится в получении профессии прокурора (на первом месте), затем – судьи, далее преподавателя права, и на последнем месте - адвоката. Почему же так? В США и Европе получение профессии адвоката стоит на первом месте в силу материального благополучия, общественной популярности и полной независимости, в отличие от рутинной работы госслужащего. Да, в нашей стране госслужба пользуется заслуженным авторитетом, но работа в системе правообеспечивающих структур предполагает возможности использования административного ресурса, т.е. упрощает процедуру принятия решения, избавляя от необходимости поиска в конкретной правовой проблеме. Поэтому тяга к самостоятельной и творческой работе юриста должна прививаться со студенческой скамьи.
Э. Маннопов, заведующий отделением магистратуры международного коммерческого права Вестминстерского университета считает, что лекционные занятия должны составлять менее 20%, а практические (в том числе самообразование) – не менее 80%. Необходимо организовать электронную платформу для получения консультаций и обмена опытом, обширную базу образовательных материалов, которой можно будет пользоваться через Интернет.
Помните, какой популярностью пользовались передачи по каналам ТВ на правовые темы, в которых актеры изображали судебные процессы по гражданским, хозяйственным и уголовным делам? Думается, что надо возобновить показ этих передач. Представляется возможным использования их в качестве практических пособий в высших и средних специальных учебных заведений юридической направленности.
По итогам обсуждения участники конференции вынесли такие рекомендации:
- разработать методическое пособие по интерактивному обучению, чтобы установить эффективный диалог между преподавателями и студентами;
- ввести в учебную программу предмет «Научно-исследовательские приемы», для развития навыков поиска необходимых правовых знаний в научной и практической литературе, иных источниках;
- сформировать всеобъемлющую базу данных, которой выпускник сможет пользоваться и применять для разрешения проблем практического характера в процессе своей работы, для самостоятельного принятия решения;
- привлекать к учебному процессу действующих адвокатов, прокуроров, судей, что позволит студентам в полной мере понять практику правоприменения;
- сформировать систему переподготовки педагогических кадров, поскольку сейчас стало очевидным несоответствие между теорией преподавания юридических дисциплин и практикой;
- для интеграции с зарубежными учебными заведениями увеличить преподавание на английском и других языках.
Реализация предложенных рекомендаций позволит наполнить новым содержанием систему подготовки и переподготовки юристов и преподавателей-правоведов в Узбекистане.
Маъруф Усманов.
[1] Германский Фонд при министерстве юстиции ФРГ по международному сотрудничеству в сфере права, образован в 1992 году (первоначально для защиты прав потребителей), оказывает помощь в проведении правовых реформ, работает в более 30 странах, в т.ч. в Республике Узбекистан