По данным Агентства по защите прав потребителей при АМК помощь оказана 26 249 потребителям – физлицам (в 2020 году – 21 тысяч обращений), в 84% случаев достигнут положительный результат.
Анализ показал, что больше половины проблем потребителей ( 51,5%) связано с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 23,4% – с торговлей, 14,8% – с проблемами в сфере мобильной связи и интернета, с банковскими, финансовыми и социальными услугами и 10,2% – с рекламой и другими вопросами.
За прошедший год сумма причиненного потребителям ущерба составила более 150 млрд сумов (в 2020 году – 54,7 млрд сумов). В ходе разрешения обращений произведен перерасчет в пользу потребителей в размере 106,9 млрд сумов. Кроме того, нарушители прав граждан заплатили 13,7 млн сумов штрафа.
В сфере торговли потребителям произведен перерасчет денежных средств в размере 2,7 млрд сумов. При содействии Агентства 384 потребителям произведен обмен или замена различных товаров на общую сумму 2,8 млрд сумов (автомобили, автомашины, бытовая техника, строительные материалы, одежда, обувь и другие товары народного потребления).
Совершенствование нормативно-правовой базы
Для оценки воздействия нормативно-правовых актов на потребителей проведена инвентаризация 40 действующих актов и даны заключения по 102 проектам готовящихся документов.
Также агентством разработано 14 проектов нормативно-правовых актов, регулирующих контрольную закупку и экспертизу товаров, покупки фармацевтической продукции, а также по оценке воздействия нормативных документов на потребителей.
По разработанным проектам документов подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в 5 законов по усилению защиты прав потребителей в сфере аренды, лизинга, ипотеки, потребительского кредитования и страхования.
К примеру, безопасность пассажиров и движения транспортных средств – одна из главных обязанностей транспортных компаний перед пассажирами. По результатам работы Агентства с целью защиты права пассажиров столичного метро, выяснилось, что в законодательстве отсутствуют документы нормативно-правового характера, регулирующие отношения, связанные с перевозкой пассажиров непосредственно в метро (помимо Закона «О городском пассажирском транспорте», которая не охватывает все аспекты перевозки пассажиров метрополитеном).
В то же время правила перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом четко регламентированы подзаконными актами.
В этой связи Агентством также был изучен передовой опыт зарубежных стран в этой сфере, нормативные акты, регулирующие правила поведения в вагоне метро и на эскалаторе, безопасность пассажиров, порядок перевозки и хранения багажа, ручной клади, размещения коммерческих объектов и рекламы.
Агентство представило в Министерство транспорта Республики Узбекистан свои предложения по реализации мер для полного обеспечения прав и безопасности потребителей на метрополитене.
Лола Абдуазимова.