На очередном заседании Законодательной палаты 22 июля депутаты обсудили ряд законопроектов.
Начали с законопроекта «О науке и научной деятельности». Его основная цель – всесторонняя поддержка науки и научного потенциала страны, повышение научно-технической доли в развитии экономики, рост качества и эффективности осуществляемых научных исследований, укрепление взаимосвязи между наукой, образованием и производством.
В ходе подготовки проекта ко второму чтению (внесен Правительством в палату под названием «О науке»), его дополнили 10 статьями, теперь их 48. Исключена статья с основными понятиями, более значимые аспекты по упорядочению отношений в научной сфере закреплены в отдельных статьях в формате прямого действия. Введены новые нормы о приоритетных направлениях развития науки и технологий, государственных программах, государственных целевых программах, государственных региональных программах по научной деятельности, интеграции науки, образования и производства. Впервые на законодательном уровне закрепляется вопрос финансирования сферы науки и научной деятельности.
Депутаты констатировали – принятие данного законопроекта послужит правовой основой в упорядочении правовых, финансовых, социально-экономических отношений в научной и научно-технической деятельности.
* * *
После приступили к обсуждению проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О валютном регулировании». В нем определяется приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования, недопущение незаконного вмешательства государственных органов в валютные операции, применение только рыночных механизмов в определении валютного курса.
Возможность свободной конвертации иностранной валюты и определение обменного курса с использованием рыночных механизмов послужит повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках, улучшению инвестиционного и делового климата, росту прямых иностранных инвестиций, привлечению новых технологий и знаний хозяйственными субъектами, расширению экспортных возможностей.
* * *
Обсудили рассмотренный во втором чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности». Некоторые нормы действующего акта не соответствуют международным стандартам. Из-за отсутствия у ЦБ соответствующих полномочий по упорядочению и контролю деятельности банков, в системе возникают трудности в части устранения имеющихся недостатков и ошибок.
Законопроект совершенствует порядок получения предварительного разрешения для осуществления банковской деятельности, регистрации и лицензирования банков, а также покупки акций банка инвесторами без разрешения ЦБ. Определяется механизм реорганизации, основания для отзыва лицензии, прекращения деятельности (добровольного и принудительного) и ликвидации банка, а также определяется компетенция ликвидационной комиссии. Совершенствуется система регулирования банковской деятельности.
* * *
Следом рассмотрели законопроект «Об актах гражданского состояния». Сейчас правовое регулирование этой сферы осуществляется в соответствии с Конституцией, Гражданским и Семейным кодексами, другими законами, подзаконными актами, ведомственными документами, а также международными договорами и соглашениями. Порядок регистрации актов гражданского состояния, правовой статус и полномочия органов ЗАГС, их взаимосвязь, вопросы координации деятельности на законодательном уровне конкретно не определены.
Внесенный в нижнюю палату законопроект дает возможность координировать деятельность всех органов ЗАГС, определить ответственность их сотрудников, уточнить порядок регистрации всех актов гражданского состояния.
После прений проект этого закона одобрен депутатами с концептуальной точки зрения и принят в первом чтении.
* * *
Обсуждался законопроект «О внесении изменения и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности». Вводится упрощенный порядок исполнения постановлений о наложении административного штрафа. Если правонарушитель добровольно оплатит 70% штрафа в течение 15 дней со дня получения постановления, от уплаты оставшейся суммы он освобождается. Такой порядок не будет применяться, если постановление обжалуется (приносится протест) или правонарушение совершено повторно в течение года после применения взыскания. Реализация этой нормы подтолкнет граждан к своевременной оплате штрафов и ускорит поступление этих средств в Государственный бюджет, считают депутаты.
На заседании также обсуждены и другие вопросы, входящие в полномочия Законодательной палаты Олий Мажлиса, приняты соответствующие постановления.
По сообщениям пресс-службы Законодательной палаты
Олий Мажлиса.