Президент 11 декабря подписал постановление о дальнейшем развитии плодоовощеводства и виноградарства, создании в отрасли цепочки добавленной стоимости.
На текущий момент в 8 районах Джизакской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областей создано 41 сельхозобъединение в направлении плодоовощеводства. Чтобы обеспечить работой малообеспеченные семьи, в 22 районах Ферганской, Андижанской и Наманганской областей в 2020 году появится еще 31, а в 2021 году по всей республике будет уже 100 таких структур.
Развивать систему кластеров и кооперации в сельском хозяйстве решено по новым правилам, в частности:
- кластеры по производству, переработке и экспорту плодоовощной и виноградной продукции (плодоовощеводческие кластеры) создаются трехсторонними соглашениями между инициатором, соответственно Советом Министров Каракалпакстана и областными хокимиятами и Министерством сельского хозяйства;
- инициаторов будут отбирать среди перерабатывающих и экспортирующих организаций исходя из их опыта и возможностей, предусматривая при этом ввод прежде всего малоиспользуемых мощностей хранения и переработки продукции;
- договоры на поставку продукции производители плодоовощной и виноградной продукции закрепляются за плодоовощеводческими кластерами на добровольной основе – между ними, перерабатывающими и экспортирующими организациями и районным хокимиятом оформляются;
- отношения между участниками плодоовощеводческого кластера – производителями продукции, перерабатывающими и экспортирующими организациями регулируются договорами на поставку продукции;
- договоры на поставку продукции заключаются на основе решений Совета Министров Каракалпакстана и областных хокимов о размещении плодоовощной и виноградной продукции, принимаемых на основе предложений перерабатывающих и экспортирующих организаций и условий трехсторонних соглашений, и регистрируются районным отделом сельского хозяйства;
- договоры должны отвечать требованиям гражданского законодательства, цены на продукцию формируются исходя из реальных затрат, информационно-консультационных услуг, обеспечения семенами, саженцами, минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами и другими ресурсами за счет авансовых средств, выделяемых на приобретаемую продукцию, предоставления рекомендаций по оказанию агротехнических, агрохимических услуг и применению новых инновационных технологий.
В качестве мер поддержки и стимулирования кооперационных связей между членами сельхозобъединений и участниками плодоовощеводческих кластеров:
во-первых, предусматривается финансовая помощь Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности по кредитам на создание новых садов, виноградников и теплиц, организацию объектов хранения и переработки продукции, обеспечение оборотными средствами производителей продукции через перерабатывающие и экспортирующие организации – участников трехстороннего соглашения. Им выплачивается компенсация в части, превышающей ставку рефинансирования ЦБ, но не более 8 процентных пунктов либо предоставляется гарантия в размере 50% суммы кредита в сумме до 20 млрд сумов;
во-вторых, банкам, участвующим в финансировании проектов по созданию интенсивных садов и виноградников, рекомендовали при кредитовании этих проектов устанавливать льготный период по основному долгу до плодоношения (по видам) садов и виноградников;
в-третьих, Фонд развития садоводства и тепличного хозяйства и Фонд поддержки виноградарей и виноделов будут субсидировать членов сельхозобъединений и участников плодоовощеводческих кластеров в виде возмещения части затрат по закупке интенсивных саженцев (карликовых и полукарликовых) и подвоев, выращенных в местных условиях;
в-четвертых, на поддержку могут рассчитывать:
- заемщики по кредитам на финансирование инвестпроектов в виноградарстве – Фонд поддержки виноградарей будет выдавать им гарантии;
- члены сельхозобъединений, создаваемых для обеспечения занятости малообеспеченных семей, – им положены субсидии за счет Государственного фонда содействия занятости;
в-пятых, к земельным площадям, занятым орехоплодными садами (фисташка, миндаль, грецкий орех), созданным на неосвоенных земельных участках лесного фонда и переданным в аренду в 2020–2021 годах, в течение 5 лет будет применяться нулевая ставка арендной платы.
Наряду с вышеперечисленным производителям, перерабатывающим и экспортирующим организациям могут оказывать финансовую помощь за счет иных источников, в том числе из Госбюджета, фондов при министерствах и ведомствах или в рамках программ по поддержке семейного предпринимательства.
С 1 января 2020 года стартует эксперимент, в ходе которого:
- объем продукции, произведенной при размещении видов овощей и винограда в соответствующих регионах, определяется на основе расчета нормативной урожайности почвы садов и виноградников по отношению к 1 баллу бонитета;
- территориальные органы сельского хозяйства проводят мониторинг соблюдения производителями продукции требований нормативной урожайности посредством договоров, заключенных с их участием, и государственной статотчетности, а также с помощью сведений информационных систем уполномоченных органов;
- результаты мониторинга не реже 1 раза в год обсуждаются на заседаниях районных Кенгашей народных депутатов.
До 1 марта 2021 года, обобщив результаты мониторинга, разработают меры по отношению к владельцам, неэффективно использующим свои земельные участки, применяемые по решениям районных Кенгашей народных депутатов.
Олег Заманов.